Внутриполитические потрясения в Армении тщательно планировались и готовились годами, а пик их применения пришелся на март-апрель 2018 года

«Смена правительства — единственная гарантия того, что ситуацию можно медленно, но неуклонно корректировать в положительную сторону. В случае воспроизводства власти кризис во всех сферах в Армении может быть разрушительным из-за потери государственности, вплоть до лавинообразной эмиграции из Армении» — заявил в интервью MIASIN.RU военный эксперт Айк Нагапетян.

— В чем, на ваш взгляд, глубинные причины того состояния, в котором сейчас оказалась армянская нация, Армения и Арцах?

— Ваш вопрос состоит из двух компонентов. Прежде всего, позвольте мне попытаться оценить нынешнее состояние двух армянских государств, Республики Армения, Республики Арцах, диаспоральное, морально-психологическое и организационное состояние армянского народа во всем мире.

Следует отметить, что поражение в 44-дневной войне напрямую изменило безопасность, и международный статус двух армянских государств.
Республика Арцах, никогда не признаваемая государством, потеряла 75% территории, закрепленной в ее собственной Конституции. В остальном главным гарантом безопасности арцахцев являются российские миротворческие силы — подразделения Вооруженных сил РФ.

Республика Армения подвергается агрессии со стороны Вооруженных сил Азербайджана с 12 мая этого года. Некоторые территории Сюникской и Гегаркуникской областей уже оккупированы Азербайджаном. Сегодняшние власти в Армении никоим образом не препятствуют агрессивной политике, проводимой военно-политическим руководством Азербайджана в отношении Республики Армения.

Часть армянского народа, проживающего в Республике Армения, находится в глубокой депрессии, что типично для любого народа, проигравшего войну.

Сегодня неотъемлемые права наших граждан жить, работать и владеть имуществом в армяно-азербайджанских приграничных районах находятся под угрозой. Сегодняшние власти в Армении практически не препятствуют так называемым «провокациям» азербайджанцев и продвижению границы.

И эта ситуация является следствием глубоких внутриполитических событий в Армении, которые происходили тайно, а не публично, которые практически управлялись несколькими центрами внешних сил.

До 2018 г. сотни неправительственных организаций были созданы в Армении. Они финансируются многочисленными западными фондами под предлогом служения благим намерениям. По сути, известные внутриполитические потрясения в Армении тщательно планировались и готовились годами, а пик их применения пришелся на март-апрель 2018 года.

По моим оценкам, в 2018 году в те революционные дни использовалось около 120 из 198-ми ненасильственных методов Джина Шарпа.

Думаю, что власти Армении тех лет не восприняли всерьез стремление некоторых центров сил осуществить силовой переворот в Армении, основанный на опыте других стран. И как следствие у нас случилось, то, что случилось.

Чтобы избежать кровопролития в те дни, правительство просто сдалось силовым центрам, осуществлявшим смену власти в Армении. Подобные примеры смены правительства из постсоветских стран имели место в Грузии, когда Шеварднадзе передал власть Саакашвили, в Украине, когда Янукович передавал власть, но процесс передачи там сопровождался кровопролитием.

— 20 июня в Армении состоятся внеочередные парламентские выборы. Какие у вас ожидания?

— Я постараюсь оценить ситуацию в свете существующих фактов и реалий.
Блоки «Армения», «Имею честь», «Процветающая Армения» и «Гражданский договор» могут преодолеть переходной порог по результатам выборов, для формирования правительства и для избрания премьер-министра. Лидеры всех упомянутых оппозиционных политических формирований уже заявили, что никогда не вступят в союз с партией, возглавляемой Николом Пашиняном, поэтому единственным инструментом воспроизводства власти Пашиняна остаются многочисленные фальсификации на выборах. Либо Пашинян нарисует 51% своей политической силы, либо его сателлит будет передан 4 политическим силам, состоящих из влиятельных агентов, более или менее уважаемых в обществе, финансируемых из различных западных фондов. Пройдут они в парламент, конечно же благодаря “рисованию” выборов. Цель состоит в том, чтобы эти силы вошли в союз с Пашиняном, для формирования правительства. Эти силы — блок «Ширинян-Бабаджанян», партии «Национально-демократическое бремя», «Светлая Армения» и «Республика».

— Какие первоочередные шаги, по вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы нейтрализовать угрозы, стоящие перед армянской нацией в плане военной, духовной и информационной безопасности?

— Фактически все указанные угрозы нацелены на государственные учреждения, ответственные за жизнедеятельность этих сфер.

Военные — это государственный департамент четырех компонентов Вооруженных сил: Министерства обороны, Полиции, Службы национальной безопасности и Министерства по чрезвычайным ситуациям. Министерство культуры несет основную ответственность за духовную безопасность, поэтому его первым распустило правительство Пашиняна, после чего последовали атаки против Армянской Апостольской Святой Церкви, которая является национальным институтом. Ответственность за информационную безопасность лежит, прежде всего, на Службе национальной безопасности, информационно-аналитических центрах правительства, всех министерствах и ведомствах, на Совете национальной безопасности.

Чтобы противостоять существующим вызовам, нейтрализовать существующие угрозы, в приоритетном порядке все ответственные государственные органы должны выполнять все функции, предусмотренные законами и иными правовыми актами.

Контроль за работой, проводимой этими учреждениями, как со стороны органов, контролирующих эти учреждения, так и со стороны Службы государственного контроля, практически отсутствует или практически отсутствует.

Неправильная кадровая политика, проводимая нынешними властями, является одной из основных причин того, что эффективность работы этих учреждений в указанных сферах либо отсутствует, либо очень низкая.

Смена правительства — единственная гарантия того, что ситуацию можно медленно, но неуклонно корректировать в положительную сторону. В случае воспроизводства нынешней власти кризис во всех сферах в Армении может быть разрушительным из-за потери государственности, вплоть до лавинообразной эмиграции из Армении.

— Какие меры необходимо предпринять, на ваш взгляд, чтобы в Армении был поднят на новый уровень вопрос патриотического воспитания?

— Советский Союз был единственной страной в мире, где патриотизм был законодательно закреплен в Конституции СССР как государственная идеология. согласно Конституции РФ 1993 г., запрещено иметь государственную идеологию. Республика Армения находится в такой же ситуации, когда статья 8 Конституции РА, закрепляющая идеологический плюрализм, в принципе исключает участие государства в государственной идеологии, «пропаганде» патриотизма на государственном уровне.

Патриотическое воспитание — это работа многих государственных структур. Если государство вышло из этого процесса, то частичная работа, будь то Армянской Апостольской Церкви, патриотических неправительственных организаций или отдельных лиц, не могут дать желаемого результата.

В то же время лжеидеология, давно была разработана западными аналитическими центрами, использовались множество методов, инструментов, профессиональных рабочих групп для создания нового типа человека — космополита. Все это обслуживается многомиллионными бюджетными СМИ, социальными сетями и повседневной пропагандой.

— Если бы у вас была возможность регулировать работу СМИ Армении, чтобы вы изменили в их работе?

— Прежде всего, необходимо реально оценить реальную роль средств массовой информации в формировании общественного мнения и влиянии на него. Обычно СМИ с большими финансовыми ресурсами и большой аудиторией напрямую обслуживают интересы определенной финансовой группы или государства, если последнее является официальным информационным органом государственных учреждений.

Некоторые СМИ с ограниченными человеческими, финансовыми и профессиональными ресурсами могут быть действительно независимыми, то есть они могут выполнять указания редакции или собственника на основе объективности, беспристрастности и высокого профессионализма.

Однако развитие цифровых технологий уже внесло существенные изменения в работу СМИ, которые функционируют в упомянутых выше масштабах уже почти столетие. Источником этого изменения являются социальные сети, где независимость и автономия в какой-то степени гарантированы, но эти круги могут быть нейтрализованы миллионами фейковых страниц с их статусами, анализами и распространением дезинформации.

Процесс формирования общественного мнения находится в руках любого суверенного государства, так как этот инструмент считается одним из наиболее эффективных инструментов решения стратегических и тактических задач государства. Обычно об этом мало говорят. Государство получает такую возможность, если все это закреплено правовыми актами и законами.

Следовательно, для повышения эффективности СМИ в первую очередь необходимо внести изменения в соответствующие законодательные акты, которые, как минимум, обеспечат независимость СМИ, действующих в стране, и высокую вероятность быть свободными от внешних влияний. Остальные проблемы решаются исключительно из профессиональной области.

Miasin.ru