«Все нормально, падаем»

Пока большинство оппозиционных сил с упоением готовятся к возможным выборам, забыв дорогу на улицу, Армения продолжает скатываться в любезно предложенную бездну, по заранее выставленным стрелочкам.
Дозы лицемерной лжи впрыскиваемые народу по объему давно превзошли предыдущие 30 лет. Делается это, чтоб не дай Бог, от пережитых боли и шока не запустилось, находящееся в коме много лет, логическое мышление, да и что там греха таить, даже инстинкт самосохранения.

Поэтому мы радуемся анонсам будущих возможных действий, а не самим действиям. Сказал Байден слово «геноцид», а что дальше? Особенно, когда в обращении не прозвучало ни единого раза слова «Турция» или намека на дальнейшие действия руководства США по этому вопросу. При этом конечно ни в коем случае не умаляю кропотливую и многолетнюю работу «Ай дата».
Так же, как не прозвучало ничего про Турцию и в послании премьер-министра Канады Джастина Трюдо, «единоносочного» друга Пашиняна — он говорил о жертвах Геноцида армян, но не указывал где он происходил, кем был осуществлен и когда. Как-будто Геноцид произошел сам собой, в каком-то неведомом месте. Об обвинении Турции, ее политики отрицания и желании «закрыть армянский вопрос» уже в 21 веке- речи не было вообще.

Адам Шифф внес резолюцию по военнопленным на обсуждение, почти через полгода после войны, молодец конечно…А что будет если ее примут: какие механизмы давления она подразумевает, будут ли санкции при невыполнении азербайджанской стороной данной резолюции, какие гарантии безопасности нашим ребятам? Вопросы, которые мало кто задает, но благодарностей уже полные штаны соц.сети.

А реальные действия, которых все ждут, к сожалению не предвидятся пока…

Фейсбучная реальность

Различные события происходят с такой скоростью, что то, что было актуально утром, днем уже сменяется на другое, а к вечеру и вовсе появляется тема заставляющая забыть все то, что происходило за день. И несясь галопом по фейсбуку, мы очень плавно перешли от безопасности Арцаха к безопасности Сюника, а безопасность Сюника заглушает предвыборная истерия.

Однако, мы наблюдаем трансформацию не только внутриполитического поля, что особенно проявится во время предвыборной гонки, но и трансформацию методов работы иностранных агентов.

Мы в домике…

Очередной мониторинг сети выдал «приятные» новости. В Армении эра прямых грантов потихоньку заканчивается и начинается эра теневого спонсирования пропаганды и «работы на земле».

Это значит, что заказчики «веселья» постараются больше не светиться, например как в случае с российским ФБК, а организации на своих сайтах вместо партнеров-доноров будут ставить кнопку Donate\Пожертвование.
Что это может означать? Страны, традиционно спонсирующие такие темы, как «миротворчество-пораженчество», радикальный феминизм, лгбтик+ остаток алфавита, «экология» и пр. больше не хотят делать это в открытую, потому что:

1. В стране есть сопротивление их деятельности.

2. Срочно необходимо поднять свой рейтинг, но отказываться от намеченной программы по разложению общества не хочется. Ведь на белого коня в грязных шароварах не влезешь.

Чем это опасно? Для целевой группы этих организаций — в основном это молодежь, живущая как в столице, так и в приграничных регионах, создается ложное впечатление «независимости и искренности» данных нко. А для самих нко появляется возможность муссировать тему «раз в нашу организацию донатят, значит тема востребована и ее надо продвигать» и это «чисто внутренний процесс».

Многие задаются вопросом, а надо ли бороться с иностранным влиянием в тот момент, когда внешние угрозы гораздо актуальнее, когда под вопросом само существование армянских государств, а внутриполитический кризис бьет все рекорды по творящемуся беспределу и накалу политических страстей. Отвечу, что да, стоит. По одной простой причине, если государство преодолеет политический кризис, то даже превратившись в крепость, закрыв все ворота и начав обороняться от внешних угроз, оно будет продолжать регулярно получать энное количество новых людей, готовых в любой момент эти ворота открыть изнутри.

Есть несколько вариантов борьбы- на местном уровне и межгосударственном уровне:

1. Бороться с одной отдельно взятой организацией и ее пропагандой.

Может быть результативно, даже для небольшой группы, так как можно сконцентрироваться на чем-то одном, но есть вероятность, что такая борьба будет отбирать время и ресурсы, а в то же время, другие организации с аналогичными задачами и целями, будут спокойно продолжать делать свое дело.
Так происходит и с иностранными фондами, когда внимание общества приковывается лишь к одному, самому одиозному, а у остальных развязываются руки. И судя по опыту разных стран — этот метод фондов борьбы с борьбой против иностранного влияния становится все популярнее.

2. Бороться в информационном пространстве и так скажем «на земле»- создав аналогичную сеть национально-ориентированных организаций с противоположной повесткой.

Может сработать при одномоментном задействовании довольно мощного ресурса, который позволит в короткое время набрать и подготовить кадры, создать саму сеть и выработать единые механизмы работы. Такой метод подходит как для местного уровня, так и для межгосударственного сотрудничества, (например: армяно-российская сеть по защите традиционных семейных ценностей).

Не секрет, что спонсируемые западом организации, пропагандирующие разного рода идеологии и выполняющие аналогичные программы, активно сотрудничают между собой, даже находясь в разных странах.
Риски- серьезное столкновение ресурсной базы, кадров и технологий, и неизвестно, чья чаша весов перевесит, с учетом многолетнего опыта западных сетей, их связей и средств.

3. Выработать защитные механизмы (читай иммунитет) для государства , национальных ценностей, культуры и исторической правды на законодательном уровне.

Лучшая защита государства это его законы, которые позволяют регулировать любую деятельность и пресекать на корню попытки нанести вред обществу, государственным институтам или традиционным, культурным, историческим ценностям, принятым в данном обществе.

Однако и в данном случае существуют риски, так как необходимость защитных механизмов для государства, национальной идентичности, ценностей, культуры, может принимать и применять только власть, которая сама является носителем всего вышеперечисленного, чего мы не наблюдаем с переворота 2018 года. Скорее последние три года происходит обратный процесс- сама власть с удовольствием способствует разрушительным процессам.
Как пример подобного защитного механизма можно рассмотреть предложение движения «Адеквад»— принятие закона, который установит уголовную ответственность за любую пропаганду и действия, направленные на:

Публичное отрицание или оправдание Геноцида, совершенного против армян Османской империей и Турецкой Республикой в 1915-1923 годах;

Отрицание права народа Арцаха на самоопределение, выступление против него каким-либо иным образом или пропагандирование отказа от этого права;

Отрицание или оправдание акта агрессии, совершенного Турецкой Республикой, Азербайджанской Республикой против Республики Армения и Республики Арцах;

Отрицание армянской принадлежности территорий Республики Армения, территорий Нагорно-Карабахской Республики (Арцах), находящихся под юрисдикцией Нагорно-Карабахской Республики (Арцах) с 12 мая 1994 г. по 26 сентября 2020 г., а также территорий Нагорно-Карабахской Республики, провозглашенных 2 сентября 1991 года;

Отрицание армянского происхождения/принадлежности исторических ценностей, которые считаются культурным или духовным наследием армянского народа.

С помощью существующих правовых механизмов есть возможность добиться проведения референдума по этому вопросу, но для начала общество должно осознать необходимость внедрения подобных защитных механизмов. Для этого нужна слаженная и кропотливая работа всех здоровых сил в Армении и Арцахе.

Аналогичные законы необходимо продвигать так же для защиты детей и молодежи, традиционной семьи и Армянской Апостольской Церкви. Армяне диаспоры могут внести свой весомый вклад в развитие и распространение этих идей, что приведет к формированию действительно единой повестки, общей цели и при правильной работе поможет обойти острые углы и избежать не нужных манипуляций, например, в странах являющимися союзниками Армении.

4. Самая малоэффективная на начальном этапе, но в случае игры в долгую самая продуктивная борьба- построение армянского гражданского общества, с нуля.

Не секрет, что гражданского общества Армении никогда не существовало. Это было чье угодно гражданское общество, но назвать его армянским и сейчас крайне сложно, однако именно наличие национально-ориентированного гражданского общества может стать той основой, на которую в дальнейшем могут опираться государственные институты. Его создание- многолетний труд и в этом мы сильно запоздали, впрочем, эта проблема остро стоит не только у нас, но на всем постсоветском пространстве, где этот институт контроля за государственным управлением был оккупирован иностранной валютой и состоял из тех, кто готов ради зеленых бумажек на все.

Каждый из предложенных методов борьбы имеет свои плюсы и минусы. Единого рецепта конечно не будет, только при правильном комбинировании всех возможных вариантов, можно будет добиться успеха.

Но в первую очередь нам необходимо взять ответственность хотя бы за попытки объединить армянство вокруг идеи защиты государства. Каждый по отдельности ищет выход из сложившейся ситуации: кто-то предлагает принять «Кодекс армянина», кто-то борется с иностранным влиянием, кто-то активен в политических процессах и общественных движениях, но все эти люди делают одно — пытаются защитить армянские государства. Может пора объединиться?

Армине Саакян