Айк Нагапетян: Армянский солдат стал геополитическим фактором

Интервью с армянским военно-политическим аналитиком, полковником в отставке Айком Нагапетяном о широкомасштабных военных действиях Азербайджана в отношении Арцаха.

— По вашему мнению, какая цель преследуется в широкомасштабных военных действиях Азербайджана в отношении Арцаха и Армении, а также в возможных полномасштабных военных действиях Турции, старшего брата, спешащего на помощь Азербайджану.

— Главной задачей номер один для США и его союзников является смена политической власти в России, ослабляя ее втягиванием в войну в горячих точках по периметру границ. Даже развязывание войны в Сирии было направлено против России.

Если бы Россия и ее союзники не уничтожили в Сирии вооруженных сил «Исламского государства», которые готовятся и финансируются “нашими заокеанскими друзьями”, то, естественно, они рано или поздно проникли бы в Россию, сделав ее своей мишенью. В основном два направления проникновения – Южный Кавказ и Средняя Азия.

Кстати, информация для размышления: в нескольких областях Афганистана поднят флаг “Исламского государства”. Другой вопрос, что это могло произойти подкупом местных руководителей или же идеологическим сходством. Но, если в Афганистане поднимается флаг “Исламского государства”, это означает, что после завоевания страны они двинутся вперед, проникнув в Таджикистан (в основном посредством таджиков), поскольку основное население Афганистана составляют таджики, пушту и узбеки, а потом – в другие среднеазиатские республики.

Армения является стратегическим союзником России и фактором препятствия на пути проникновения вооруженных сил “Исламского государства” в Северный Кавказ, считающийся ахиллесовой пятой в вопросе раздела России. Как в свое время говорили, армяне застряли в горле Турции, так и сейчас со стороны стратегов этих программ Армения оценивается как застрявшая кость в горле. На мой взгляд, почвой для военных действий Азербайджана в Карабахе является не столько его захват, сколько неудавшаяся попытка вызвать смену власти в Армении.

— Что вы имеете в виду, как они должны были это реализовать?

— Если военным силам Азербайджана удалось бы взять под свой контроль определенные наши территории, соответственно, контролируемые СМИ в Армении начали бы пропаганду, где , мягко говоря, стали бы обвинять власть в непрофессионализме и посредственности, в неумении вести войну и сдаче нескольких районов, не говоря уже о поражении и большом количестве жертв. Как будто на войне не бывает таких вещей. У меня нет сомнения, что властей Армении стали бы обвинять в предательстве, в продаже территорий и родины. Хочу напомнить, что подобные лозунги звучали, когда в июне 1992 года некоторые деревни Мартакертского районы были взяты под контроль Азербайджана. Если бы Алиеву удалось 2 апреля достичь определенных военных успехов, то в Армении это послужило бы предпосылкой для смены власти. То же самое будет в ближайшем будущем, если Азербайджану удастся достигнуть хоть каких-то военных успехов.

— В чем смысл масштабных военных действий Азербайджана в плане военных и геополитических целей?

— Изначально оговорюсь, что со стороны Азербайджана происшедшее вовсе не было началом больших масштабных военных действий, поскольку у него не было этой цели. Для такой войны была бы реализована другая ракетно- артиллерийская подготовка , а также были бы сразу задействованы военные самолеты, был бы нанесен сокрушительный удар по Степанакерту, военным подразделениям в тылу и важнейшим коммуникациям. У Азербайджна просто была цель блицкригом захватить некоторые населенные пункты Арцаха, некоторые позиции армии Обороны и одновременно произвести разведку боем, то есть выявить наши слабые и сильные стороны.

Думаю, что и в политическом, и геополитическом плане целью Азербайджана был захват некоторых населенных пунктов или районов, тем самым достигнув смены власти в Армении, после чего новая политическая элита в Армении сменила бы внешний политический курс нашей страны на “правильный”. Конечной целью всего этого является то, чтобы все три республики Южного Кавказа целиком и полностью оказались в антироссийском поле, чтобы во время удара по России не было препятствий с Южного Кавказа. Однако хочу сделать один очень важный акцент – сегодня армянский солдат стал геополитическим фактором! И впредь, и в будущем этим фактором может стать армянский воин, который спутал и может спутать все карты противника. Армянский солдат на поле боя, армянские вооруженные силы могут стать геополитическим фактором, то есть сорвать, свести на нет все их планы

— Нападение военных сил Азербайджана обычно связывают со встречей президентов Азербайджана и Турции. Что вы можете сказать по поводу роли Турции?

-В реальности Турция является инструментом. Турция не планирует таких военных шагов, как в арабском мире и Сирии, она не является государством-разработчиком стратегии. Скажу больше того: то, что Турция должна была стать инструментом, было запланировано задолго до привода к власти личности подобно Эрдогану, то есть была поставлена определенная цель – заменить светский режим Ататюрка исламским.

— Почему?

— Поскольку, как было предусмотрено, Турция должна была стать государством, которое одновременно питает и обслуживает исламский фундаментализм. Известно, что основным источником исламского фундаментализма и организатором “Исламского государства” является Турция. Естественно, что если бы у руля государства Турции были светские генералы, паши, то они не приняли бы эту роль. Следовательно, обратим внимание на то, как давно была разработана эта программа, чтобы к власти пришел Эрдоган, получивший духовное образование.
По этой же логике Турция не является фактором действия. Она – всего лишь важный инструмент, но не фактор. Думаю, что, она не решает стратегических задач, в отличие от тактических. Например, не она решает: нужно ли начать войну против России.

Я уверен, что Алиеву вовсе не выгодна полномасштабная война против Арцаха. Он может быть втянут в войну вынужденно, хорошо осознавая, что в случае поражения может потерять и власть, и нефтегазовые проводы, и миллиардные нефтедоллары, и жизнь членов своей семьи, и собственную жизнь.

— На ваш взгляд, если Азербайджан начнет полномасштабные военные действия против Армении, ОДКБ вмешается?:

— Это определяется уставом договора организации Коллективной безопасности. Согласно договору, вторжение на территорию Республики Армения также является интервенцией в отношении других членов-государств ОДКБ, что четко осознается Азербайджаном. Думаю, что Азербайджан может пойти на провокацию, создавая напряжение у границ Армении военными маневрами и даже применением артиллерии, обстреливая населенные пункты, военные подразделения в Тавуше и Гегаркунике. Но он не пойдет на такой шаг, как нарушение границы солдатами и техникой. Поскольку подобный шаг однозначно будет расценен как акт агрессия в отношении Республики Армения и удостоится военному ответу со стороны ОДКБ. Россия, в свою очередь, чтобы предотвратить, не допустить войны на своей южной границе, естественно, будет использовать весь свой политический и дипломатический потенциал.

В предотвращении войны, кроме Армении, Арцаха и России, больше всего также заинтересован Иран. Да, фактор Ирана также может возыметь свое действие, поскольку в случае проникновения исламских фундаменталистов в этот регион, Шиитский мусульманский центр может стать следующим ударным направлением, следующей мишенью для так называемой организации “Исламского государства”, которое рассматривает его в качестве вражеского государства. Думаю, что Иран сейчас всеми путями пытается оказать давление на Азербайджан, используя весь свой дипломатический арсенал с целью предотвращения возможной войны.

Беседу вел Артур Ованесян

Источник: http://lurer.com/