Мы сильнее, когда мы вместе.
На главную » Духовная библиотека
На берегу Галилейского моря к Иисусу Христу собралось
множество народа. Он вошел в лодку, отплыл немного
от берега и учил народ притчами.
Пошел сеятель сеять. Когда
он сеял, то одно семя упало возле дороги и было потоптано,
и птицы поклевали его; другое упало на каменистое место,
где было мало земли; оно взошло, но скоро засохло,
потому что не имело влаги для корня; другое семя упало
в сорняк, и сорняк заглушил его; другое упало в хорошую
землю и принесло обильный плод,
Потом Иисус Христис так объяснил
притчу своим ученикам: семя есть слово Божие, сеятель
- тот, кто проповедует это слово, а земля - сердце
человеческое. Семя, упавшее возле дороги, означает
людей рассеянных, у которых дьявол легко забирает посеянное.
Каменистая земля - это люди непостоянные, которые с
радостью слушают слово Божие, но оно не утверждается
в их душе, и они при первом искушении или гонении отпадают
от веры. Сорняк означает житейские заботы и пороки
человеческие, которые заглушают в душе слово Божие.
Под доброй землей в притче подразумеваются такие люди,
которые с усердием принимают слово Божие и стараются
исполнить его.
Один человек был богат, одевался в порфиру и виссон
и пировал каждый день. Был также один нищий, по имени
Лазарь; он лежал у ворот дома богача, покрытый струпьями,
и желал напитаться крошками, падающими со стола его,
и псы приходили и лизали струпья Лазаря. Умер нищий
и был отнесен ангелами на лоно Авраамово, умер и богатый,
и похоронили его. Мучаясь в аду, богатый поднял глаза
свои, увидел Авраама и Лазаря с ним и возопил: «Отче
Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы
он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык
мой, потому что я мучусь в пламени». Но Авраам
сказал: «чадо, вспомни, что получил уже доброе
в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается,
а ты страдаешь. Притом между нами и вами великая пропасть,
так что хотящие перейти отсюда к вам не могут; также
и оттуда к нам не переходят». Тогда богатый стал
просить Авраама послать Лазаря на землю и предостеречь
его братьев, чтобы они не попали в место мучений. Авраам
ответил: «У них есть Моисей и пророки, пусть
слушают их». «Нет, отче Аврааме»!
возразил богач, «но если кто из мертвых придет
к ним, то покаются». На это Авраам ответил: «если
Моисея и пророков не слушают, то если бы кто из мертвых
воскрес, не поверят».
Один законник, желая испытать Иисуса Христа, спросил
Его: «Учитель, какая наибольшая заповедь в законе»?
Иисус Христос ответил ему: «Возлюби Господа Бога
твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем
разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь.
Вторая же подобна ей: возлюби ближнего, как самого
себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон
и пророки».
Другой законник о второй заповеди
спросил Его: «а кто мой ближний»? Иисус
же Христос в ответ сказал ему такую притчу: Один иудей
шел из Иерусалима и попался разбойникам, которые сняли
с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва
живым. Случайно той дорогой шел священник посмотрел
на него и прошел мимо. Также и левит был на том месте,
подошел, посмотрел и прошел мимо. За ними тем же путем
проезжал самарянин. Увидев израненного иудея, он сжалился
над ним, перевязал его раны, возливая на них елей и
вино, посадил на своего осла, привез в гостиницу и
там заботился о нем. А на другой день, отъезжая, он
дал хозяину гостиницы два динария и сказал: «позаботься
о нем и, если издержишь что более, я, когда возвращусь,
отдам тебе».
После этого Иисус Христос
спросил законника: «как думаешь, кто из этих
троих был ближний попавшемуся разбойникам»? -
«Оказавший ему милость», ответил законник.
Тогда Иисус Христос сказал ему: «иди, и ты поступай
так же».
Один человек был должен царю десять тысяч талантов
(более 20 миллионов рублей). Так как ему нечем было
заплатить, то царь велел продать его жену и детей и
все его имения. Но должник упал на колени перед царем
и стал просить его: потерпи на мне, я все заплачу тебе».
Царь пожалел его и простил ему долг. Должник же, выйдя
от царя, встретил своего друга, который должен был
ему только сто динариев (немного более 20 рублей) схватил
его и начал душить, говоря: «отдай мне что должен».
Друг упал на колени и стал просить: «потерпи
немного и все отдам тебе». Но тот не хотел ждать
и посадил его в тюрму. Царь, когда узнал об этом, то
призвал к себе жестокого раба и сказал ему: «злой
раб, я простил тебе, потому что ты упросил меня. Не
нужно ли было бы и тебе простить своего друга»?
Царь рассердился и приказал посадить злого раба в тюрьму,
пока он не выплатит весь свой долг.
Рассказав эту притчу,
Иисус Христос прибавил: «Так и Отец Мой Небесный
поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца
своего брату своему согрешений его».
Предупреждая нас, чтобы мы не гордились и не хвалили
себя, а смиренно признавали себя грешными, Господь
сказал такую притчу. Два человека пришли в храм помолиться,
один из них был фарисей, а другой мытарь. Фарисей стал
в храме впереди и молился так: «Боже! благодарю
Тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики,
или как этот мытарь - пощусь два раза в неделю и отдаю
десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь
же стоял вдали и не смел даже поднять глаз своих на
небо, а только повторял, ударяя себя в грудь: «Боже
милостив буди мне грешному»! - Сказываю вам,
прибавил Господь, что мытарь пошел в дом свой более
оправданным, нежели фарисей, потому что всякий, возвышающий
сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».
В Церкви эта притча читается
в третье воскресенье перед Великим Постом и поэтому
она называется Неделя мытаря и фарисея. Эта притча
нас учит не гордится и не хвастаться, а быть смиренными
и признавать свои грехи.
У одного человека было два сына. Младший из них сказал
отцу: «отдай мне мою часть имения». Когда
отец исполнил его желание, сын отправился в далекую
страну и там, живя геховно, истратил все свое имение.
Вскоре в этой стране случился сильный голод, и он нанялся
к одному из жителей пасти свиней, и рад бы был насытиться
их пищей, но они ему не давали. Тогда он вспомнил об
отце и подумал: «сколько слуг у отца моего едят
хлеб, а я умираю от голода. Встану и пойду к моему
отцу и скажу: «Отец, я согрешил перед Богом и
перед тобой и уже недостоин называться твоим сыном,
прими меня в число твоих слуг». Встал и пошел.
И когда он был еще далеко, отец увидел его и сжалился
над ним. Он сам побежал навстречу сыну, обнял его и
целовал его. Сын начал говорить: «Отец, я согрешил
перед Богом и перед тобою и недостоин называться сыном
твоим». А отец сказал слугам: «принесите
лучшую одежду и оденьте его, дайте кольцо на руку его
и сапоги на ноги, и приготовьте еду и будем веселиться,
потому что сын мой был мертв и ожил, пропал и нашелся».
В Церкви эта притча читается
во второе воскресенье Великого Поста и поэтому эта
неделя называется «Неделя о блудном сыне».
Эта притча нас учит не уходить от Бога, а если мы ушли,
то вернуться к Нему.
Царствие небесное подобно будет десяти девам, которые, взяв свои светильники, вышли навстречу жениху. Но пять из них были мудры, а другие пять неразумны. Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же взяли масло в сосудах со светильниками своими. И как жених замедлил, то все задремали и уснули. Но вот в полночь раздался крик: «Се жених грядет, выходите навстречу ему! »Тогда встали все девы те, и приготовили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «Дайте нам нашего масла, потому что светильники наши гаснут». Но мудрые отвечали им: «Смотрите, чтобы не случилось недостатка у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же они пошли покупать, пришел жених, готовые вошли с ним на брак и двери затворились. Через несколько времени приходят прочие девы и говорят: «Господи! Господи! отвори нам»! Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам, не знаю вас». «Итак. бдите, потому что не знаете ни дня ни часа, в который придет Сын Человеческий».
И другую притчу сказал Господь против лени и небрежности.
Господь дает каждому из нас дары, как хозяин, который
уходя на долгое время, дал своим слугам: одному пять
талантов, другому два таланта, третьему -- один талант,
приказав каждому приобретать на них, кто сколько может.
Когда он вернулся, то потребовал
у каждого отчета, кто что сделал. И пришел первый и
говорит: «Господин, ты мне дал пять талантов,
-- вот другие пять которые я приобрел на них».
Также и тот который получил два, принес еще два приобретенные
на них. Обоим им их хозяин сказал: «хорошо, добрый
и верный слуга, ты был в малом верен мне, над многим
я тебя поставлю. Ты меня обрадовал».
Потом подошел и получивший
один талант, по лени своей ничего не приобретавший
на него, и, стараясь оправдаться, сказал: «Господин,
я знал, что ты человек жестокий. Оттого я убежал и
зарыл талант твой в землю. Вот тебе твое». Хозяин
рассердился и сказал ему в ответ: «лукавый слуга
и ленивый! Раз ты меня знал то нужно было тебе отдать
мое серебро торговцам, чтобы я получил свое с прибылью.
Отдайте же его талант тому который имеет 10 талантов,
а этого плохого слугу накажите».
Однажды, беседуя в храме, Господь, обличая в лицо врагов
- первосвященников и старейшин народа, сказал им такую
притчу: «Был некоторый хозяин дома, Который насадил
виноградник, обнес его оградой, выкопал в нем точило,
построил башню и, передав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, Он послал рабов
Своих к делателям винограда, принять плоды его. Но
виноградари, схватив рабов Его, того избили, иного
убили, а иного камнями побили. Еще послал Он иных рабов,
больше прежнего; а те с ними поступали также.
Наконец, послал Он к ним Сына
Своего, говоря: «постыдятся они Сына Моего».
Однако, виноградари, увидев Сына, стали говорить между
собою: «это наследник, давайте, убьем Его, и
завладеем наследством Его». И, взяв Его, вывели
виноградника вон, и убили».
Сказав эту притчу, Спаситель
спросил их: «Когда вернется Хозяин виноградника
- что сделает Он с этими делателями его»? Они
ответили Ему «злодеев сих предаст злой смерти,
а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут
отдавать Ему плоды во времена свои». Господь
это и подтвердил им, сказав: «отнимается от вас
царствие Божие, и дано будет народу, приносящему плоды
его.
Объясняется эта притча так.
Виноградник - это Церковь Божия на земле. До Христа
Спасителя она поручена была ветхозаветным виноградарям
- еврейским первосвященникам и другим вождям. Ограда
виноградника - закон Моисеев; башня - храм Иерусалимский;
точило куда стекал красный сок винограда, - ветхозаветный
жертвенник, прообразовавший крестную жертву Иисуса
Христа. Все те, кто стоял во главе еврейской церкви
и народа, оказались пророкоубийцами, а после и убийцами
апостолов. Спасителя же своего они отвергли и, выведя
из своего города, распяли. И потому отнята была у них
Церковь Божия, и отдана народу иному, составившемуся
из язычников.
В конце Нагорной проповеди (Матфея 5:1-7:29) Иисус
Христос сказал притчу которая является как бы заключением
этой проповеди.
Один благоразумный человек
построил дом на камне, а безрассудный построил дом
на песке. В хорошую погоду оба дома стояли хорошо.
Но когда пришла буря и подул сильный ветер, то дом
который был построен на песке упал. Другой же дом,
который стоял на камне, на твердом основании, выдержал
бурю и ветер и не упал.
Эта притча говорит что нужно
строить свою жизнь на твердом основании Закона Божия
и тогда что бы ни случилось, мы выдержим.
Далее »