Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Проживающие за пределами Армении наши соотечественники живут с Родиной в сердце

Дата: 19.01.2012

В последние годы тема отношений Армения - Диаспора оживленно обсуждается как в государственных инстанциях, так и в прессе. Причина в том, что на протяжении десятилетий ни Первая, ни Вторая, ни Третья армянские республики, ни Диаспора не наладили в нужном объеме и содержании двусторонние отношения.

В феврале 1998 г. в Армении произошла смена власти. В противовес прежней администрации, которая целых восемь лет делала все для раскола политических сил Родины и Диаспоры, укоренения в обществе разногласий, новые власти, к счастью, взяли курс на сближение отношений с Диаспорой.  Сегодня уже найдена модель сотрудничества Армении с Диаспорой. Наметившееся тесное сближение Диаспоры с Родиной позволяет говорить о роли Диаспоры в экономической жизни Армении и Арцаха, а созданное Министерство диаспоры координирует весь этот процесс.

Хорошо известная арцахцам супружеская чета Варужан и Сильвия ИСКЕНДЕРЯНЫ относятся к числу тех представителей Диаспоры, которые в трудные для Армении и Арцаха годы протянули руку помощи, а впоследствии укрепили связи с Родиной.

- Госпожа Сильвия, что привело супружескую чету Искендерянов в Арцах?

- Мое первое знакомство с Арцахом произошло 8 марта 1990 г. Тогда в составе делегации из трех женщин мы приехали в Армению для оказания помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения. Там мы познакомились с группой карабахцев, в основном из Шаумянского района. Они рассказали нам о январских событиях 1990 г. и привлекли наше внимание к  Карабаху. По возвращении в Австралию мы, в свою очередь, рассказали проживающим там армянам о том, какие тяжелые  времена переживают карабахцы. В те годы я работала на Сиднейской радиостанции и читала на английском новости об Армении и Арцахе, откуда, естественно, и узнавала обо всем, что происходило на Родине. Интерес нарастал, и я поняла, что мы просто обязаны поддержать наш народ. В 1992 году, услышав, что положение Карабаха еще более осложнилось и что  Азербайджан развязал войну, мы, трое подруг, создали в Австралии благотворительную организацию «Крунк» для оказания помощи Армении и Арцаху. Организовали сбор средств, приобрели лекарства на сумму 198 000 долларов и отправили карабахцам. Это была наша первая помощь. Потом для детей послали витамины, а для солдат - теплую одежду и другие принадлежности. Так наша организация начала сотрудничать с министерствами здравоохранения Армении и Арцаха. А в последние годы, как вам известно, наши женщины подарили детской больнице «Аревик» машину скорой помощи. Что касается Варужана, то он приехал сюда раньше меня.

- Армяне Диаспоры оказались на чужбине главным образом вследствие армянских погромов в Османской Турции. Как Вы оказались в Австралии?


- Мои родители из Измира. Отец чудом спасся от армянских погромов и со своей тетей по материнской линии добрался до Греции, оттуда они перебрались на Кипр. Родители же Варужана стали жертвой геноцида.

- Господин Варужан, в Австралии Вы представляете Карабах. Недавно указом Президента Республики Арцах Вы были удостоены высокой государственной награды - медали «Благодарность». Как сложились Ваши отношения с Арцахом?

- Мой интерес к Карабаху также возник в годы общенационального пробуждения. В то время я очень мало знал об Арцахе. О Нахиджеване, Карсе, Ардагане мы были прекрасно осведомлены (по рассказам наших  родителей), а вот о Карабахе ничего не слышали. В 1947 году наша семья  переехала из Иерусалима в Вифлеем. Тогда эта часть Палестины находилась под господством Иордании. Там мы выросли, ходили в чужие школы, потому что армянских школ не было. В нашей семье, пожалуй, только я с детства стремился изучить нашу историю, выучить армянский язык. И, слава Богу, сегодня я достиг того уровня, о котором мечтал, и еще буду продолжать. Карабахом интересуюсь с 1988 года, то есть с начала Движения. Сумгаитские погромы и совершенные азербайджанцами другие варварства напомнили мне о 1915 годе, и я пережил ужас. По ночам не спал, думал о том, чем все это закончится... В 1992 году приехал в Армению, увидел, как наши  соотечественники из-за рубежа оказывают Родине разного рода помощь. Сердце наполнилось радостью. Значит, народ един, подумал я, и душа преисполнилась гордости...

В следующем году я вновь прибыл в Армению и изъявил желание поехать в Карабах. К счастью, во властных кругах Армении у меня были знакомые, которые и помогли мне приехать в Карабах и провести съемки. Я всегда с радостью вспоминаю арцахского врача Славика Агабаляна, который произвел на меня впечатление умного и  рассудительного человека, а также Валерия Газаряна. Они мне очень помогли. Из Армении они повезли меня старой дорогой, чрезвычайно опасной. Я смог отснять немало материалов и многое узнать из рассказов людей... Все запечатлелось в памяти и на видеоленте. По возвращении показал все общине. Вы не  представляете, насколько были переполнены залы, людям хотелось посмотреть, узнать, что происходит в Карабахе. После этого я приезжал каждый год, снимал руины, разрушения, отвозил и показывал армянам, которые с трепетом ждали хороших новостей... Я признателен властям Арцаха, высоко оценившим мой труд.

- Господин Варужан, нам известно, что Вы являетесь одним из акционеров гостиницы «Наири». Сами решили или?..


- Эта гостиница - итог тех трудных дней. Когда установилось перемирие, мы решили, что и в мирное время можем быть полезными Карабаху. С господином Абулакяном, пятью семьями вложили средства, и в результате у Арцаха появилась вот такая гостиница, десятилетие которой мы недавно отметили...


- Трудно ли оставаться армянином на чужбине?


Варужан:
- Сами знаете, что трудно. Новое поколение вскоре будет ассимилировано. Хотя армянские школы есть, но все там говорят на английском. Кроме того, смешанных браков становится все больше, что настораживает. Как ни печально, но это факт. И отсюда, и из Армении люди будут уезжать в Россию, Болгарию, Турцию, Грецию, Францию, США и т.д. Иными словами, человек всегда в движении. Многим кажется, что там, на чужих берегах, все прекрасно, но это не так. В особенности сейчас... Те, кто ищут родину за пределами родины, глубоко заблуждаются.


Сильвия:
- Знаете, трудности есть везде. Когда мы жили на Ближнем Востоке, нам не было трудно, потому что мы, армяне, были хорошо организованы. Будучи христианским народом, нам удавалось жить в окружении других и оставаться армянами. В этом регионе до сих пор нет серьезных опасений для сохранения своей нации. Зато в Америке, Канаде, Австралии иная картина. И хотя это христианские страны, угроза ассимиляции все же существует, здесь в основном живут христиане, и смешанных браков очень много... Другой вопрос, что все должны стараться оставаться армянами, поскольку все - жертвы геноцида. Ведь именно это нас объединяло, и вместе мы стремились к разрешению Армянского вопроса. Когда Армения стала независимой, вся тяжесть как бы упала на ее плечи. Остаться армянином - весьма важная проблема, и не все это понимают. Некоторые рассуждают так: живем в Америке, и  не обязательно оставаться  армянином... Надо менять такой образ мышления...


- Знают ли ваши дети армянский язык, говорят ли они по-армянски?


Сильвия:
 - Наши дети - да, но грядущему поколению придется гораздо сложнее...


- Действует ли сегодня «Крунк»?


Сильвия:
- В те годы организация была намного сильнее, активнее. К сожалению, одна из наших подруг скоропостижно скончалась, и наша деятельность ослабла. Но как бы то ни было, «Крунк» существует, и при необходимости мы, женщины, соберемся и займемся  решением возникших вопросов. Мы всегда готовы, при необходимости, придти на помощь.


- Госпожа Сильвия, как Вы смотрите на эмиграцию? Как можно ее предотвратить?


- Для меня это самый болезненный и трудный вопрос. Потому что мы сами через это прошли. Мне часто приходится бывать в Америке, и складывается впечатление, что Родина переселилась туда. Лос-Анджелес заполонен жителями Армении. Эмигранты должны понять одну истину: перебравшись в чужую страну, они поменяют лишь внешнюю сторону жизни, зато остаться армянином им будет гораздо сложнее. У них нет будущего. И те, кто покидают свою родину, пусть не надеются, что их внуки останутся армянами. Надо делать все, чтобы народ не покидал свою родину, он должен жить хорошо в собственной стране, чтобы не уезжать из нее. И нам необходимо обнадежить, подбодрить его.


- Вы приезжаете каждый год. Заметны ли перемены?


- Внешне да. Есть красивые здания, строения. Но народ пока очень нуждается в помощи. Инвестиций мало, работы не хватает, и, к сожалению,  все это тяжело отражается на людях. Если политическая ситуация изменится, все будет хорошо.


- Оставаться армянином за пределами родины - геройство, патриотом - мужество, а служить родине за пределами родины - жертвенность. Что для вас родина, благотворительность?


Сильвия:
- Для меня нет ничего дороже нации, мне всегда хочется делать добро, быть полезной народу. Не будем забывать, что мы - дети Армянского вопроса. И для нас Западная Армения  - наш дом, наша страна, и то, что случилось, мы никогда не забудем. Мы все еще переживаем те события и являемся хозяевами своих земель, своих прав. Ваге Ошакан верно подметил: «Существует два типа армян: один живет в Армении, а второй - за пределами Армении. Тот, кто живет в Армении, пьет воду родины, ходит по ее земле, у него другие чувства к родине, а тот, кто живет за пределами Армении, живет с родиной в сердце...». Иначе говоря, куда бы мы ни  поехали, родина в нас.


Варужан:
- Я бы сказал, что это долг, обязанность. Родина - это наша ценность. Мы, армяне Диаспоры, приехали из разных мест, и если мы не будем  знать свою родину, свои корни, оторвемся от них, то предадим свои ценности. Мир меняется очень быстро, и это нас беспокоит - сможем ли мы сберечь наши  ценности? То, что унаследовали. Если у нас не будет хороших знаний о своем прошлом, о своей истории, нам не удастся доказать, что мы армяне. Уехать и превратиться полностью в австралийцев?.. Душой и сердцем мы с Арменией.
 

Лаура ГРИГОРЯН

Азат Арцах