Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Конференция в Дилижане

Дата: 28.08.2008

С 22 – ого по 25 – ое августа по инициативе Армянского Национального Центра «Диалог Цивилизаций» и Немецкого Фонда Розы Люксембург в курортном городе Дилижан, в «Доме творчества композиторов» прошла молодежная образовательная конференция «Молодое Поколение в Поиске Самоидентификации. На конференцию были приглашены 45. молодых людей из Германии, Польши, России, Украины, Грузии, Турции, Азербайджана, Ирана, Армении и Карабаха.

На открытие конференции также приехал премьер-министр Армении Тигран Саркисян, который выступил с приветственным словом и ответил на вопросы участников конференции.

 
Основными темами на конференции были:
  1. Интеграция в глобальное сообщество: как сохранить национальную самобытность.
  2. Проблемы формирования личности в условиях глобализации.
  3. Новые информационные технологии как возможность или препятствие на пути взаимопонимания и толерантности.
  4. Роль религии в устранении междуховной розни.
  5. Межнациональные конфликты, как препятствие культурного общения молодежи стран региона.

День первый и второй прошли тихо и в довольно дружелюбной обстановке. Каждый участник выступил со своим докладом. Потом задавались предвиденные стандартные вопросы, ответы на которые также можно было предугадать. Я представляла Карабах с докладом на тему: ''Деятельность международных организаций в Карабахе''. Надо отметить, что реакция азербайджанцев на мой доклад была двоякой. С одной стороны они рады были услышать, что Азербайджан всячески препятствует сотрудничеству международных организаций с карабахскими, выдвигая политические ультиматумы. С другой стороны, им нужно было свою эту реакцию профессионально скрыть.

День третий. Казалось, все, что было запланировано по программе, уже выполнено, остался один штрих. Так как это было заключительное пленарное заседание, то предполагалось принять “Обращение” к молодежи наших стран, а также “Меморандум” о намерении организации совместной деятельности. Текст обращения был заранее подготовлен и роздан каждому из делегатов. Оставалось обсудить каждый пункт по-отдельности и в случае необходимости, внести поправки. Дальше предусматривалось голосование и принятие обращения.

Обсуждение принципов обращения началось. Передо мной текст обращения. Скажу честно, первое предложение этого текста стало для меня, как ком в горле. Оно выглядело так: ''Мы, представители молодежных, общественных организаций из Азербайджана, Армении, Германии, Грузии, Ирана, Польши, России, Турции, Украины, обращаемся к вам…..'' и т.д. Изумлению моему не было границ. Я все никак не могла определиться, под какой страной следует мне поставить свою подпись. И, естественно, попросила руководителей конференции внести ясность. Председатель ОО Армянский Национальный Центр «Диалог Цивилизаций» Арам Саркисян и Руководитель Филиала Немецкого Фонда Розы Люксембург в РФ Петер Линке приняли во внимание мое предложение и решили добавить в список участников и Карабах. Однако сразу после этого слово взял представитель азербайджанской делегации Зейналов Mагеррам Алиага /журналист информационно-аналитического агентства www.3view.az.  Уровень толерантного общения между мною и представителями Азербайджана в этот день чем дальше, тем больше приравнивался к нулю. Конечно, такой исход событий можно было предвидеть. Магеррам сразу вспомнил такие термины, как де-юре, непризнанность и оккупация, позабыв про де-факто, право наций на самоопределение и освобождение. Для придания четкости и справедливости выступления Магеррама, с философско-аналитическо-поддерживающим словом выступил другой коллега из Азербайджана, главный редактор информационно-аналитического агентства ‘’3rdView'' Раджабов Рауф Гасан. Сразу после выступления наших соседей в их поддержку высказались представители Грузии, а следом за ними и Украины. Участники разделились на два лагеря. В первом лагере оказались армяне, русские из Москвы и Мурманска. Во втором лагере – все те, кто никаких доводов, кроме территориальной целостности не имели /Грузия, Азербайджан и Украина/. Немцы не знали, кого поддержать. Когда спросили их позицию, они ответили, что не очень-то знакомы с карабахским конфликтом, потому предпочитают воздержаться. Полячка была солидарна с немецкой позицией. Иранцев вообще в зале не оказалось, им не было интересно, так как они не знали ни английский, ни русский языки.

По программе, в 14:30 мы должны были уже успеть пообедать, принять обращение и выехать на озеро Севан. Уже 15:00, а у нас еще бурные дебаты по поводу включить или не включить Карабах в этот список. Тогда Арам Саркисян, чтобы не задерживать ход конференции, предложил мне, азербайджанцам и грузинам перейти в другой зал, вместе обсудить и предложить альтернативный вариант. У грузин моментально появился воинственный дух, они были в боевой готовности. Когда я спросила, причем тут Грузия, мне ответили, что и у них такой же конфликт. Мне пришлось стоять на своем и сказать: ''Вот пусть и решают свой конфликт, и не надо лезть туда, куда не следует!''. Грузин посадили обратно.

Первые переговоры Азербайджана с Карабахом. Мы начали предлагать каждый свой вариант. После долгих обсуждений я предложила убрать все государства, а вместо них указать города. Тогда наш доблестный сосед придумал еще одно условие – вместо Степанакерта написать Ханкенди. Конечно, я всегда знала, что наглости у азербайджанцев – хоть отбавляй, но предлагать подобное – это сверх всей нормы. Тогда, я предложила им для сбалансирования ситуации вместо Кировабада написать Гандзак. Рауф взбесился! Я напомнила о том, что Степанакерт еще в составе Азербайджанской ССР назывался Степанакертом, и еще предложила показать мне хоть одну карту с отметкой Ханкенди, естественно, не азербайджанского и не армянского изданий. Проще говоря, наши переговоры не увенчались успехом. Пришлось возвращаться в зал заседаний с пустыми руками.

16:00: Дебаты продолжаются, но в то же время и на Севан всем хочется. Тогда мы решили никого не задерживать, но подумать в течение дня, а вечером собраться и окончательно решить этот вопрос.

21:00. Вечер. Все собрались в зале. Арам Саркисян дал слово азербайджанцам, те отказались, исходя из того, что у них нет других вариантов. Я в свою очередь предложила включить Карабах в список участников конференции, либо вместо государств написать города. У немцев появилось предложение – просто указать национальности каждого участника. Еще был вариант указать название организаций без упоминания стран. После долгих опять-таки обсуждений, ни один из вариантов не прошел. Азербайджанцы, а в частновсти Рауф Раджабов, теряет над собой контроль, его успокаивают. Заключительное слово берет руководитель Филиала Немецкого Фонда Розы Люксембург в РФ Петер Линке. Он выражает свое разочарование по поводу всего происходящего, а особенно поведения азербайджанцев. ''Вчера вы прочли свой доклад, я был в восторге, думал, действительно, лед тронулся. Вы говорили про совесть, про благоразумие, про внутренний голос, а сегодня ваши действия противоречат вашим вчерашним словам", - отметил он.

Не успел Питер Линке докончить свое слово, как Рауф накинулся на него с оскорблениями. ''Вы назвали меня бессовестным, значит, вы меня оскорбили. А раз вы меня оскорбили, значит, вы оскорбили мой народ!". Дело дошло до того, что он швырнул все, что было у него на столе, демонстративно покинул зал, при этом громогласно ругая его и всех присутствующих. Питер, в свою очередь, высказал свое мнение по этому поводу. В зале мертвая тишина. Грузины, которые готовы были грудью защищать своих соседей-азербайджанцев, сидели тише воды и ниже травы, а украинка вообще спряталась за русскими. В итоге, было решено включить Карабах в текст обращения, невзирая на нежелание азербайджанцев подписывать его.
/Миацум.ру/

Источник: http://www.miacum.ru/gazeta/2008/08/28/20430