Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Премьер-министр РА возложил цветы к могиле Мгера Мкртчяна

Дата: 04.07.2010

4-го июля премьер-министр Армении Тигран Саркисян посетил Пантеон имени Комитаса и отдал дань памяти великому армянскому актеру театра и кино Мгеру Мкртчяну. Премьер-министра сопровождала министр культуры Армении Асмик Погосян, сообщает пресс-служба правительства.

Мгер (Фрунзе) Мкртчян4-го июля Мгеру Мкртчяну исполнилась бы 80 лет.

Panarmenian.Net

Армянский Чаплин, клоун с грустными глазами, актер, которого зрители и друзья назвали Мгером – «светлым, солнечным»… Все это о грустном солнце Армении – Фрунзике Мкртчяне. 4 июля 2005 года исполняется 75 лет со дня рождения этого актера.

«Вообще-то родители назвали своего первенца Фрунзиком,— вспоминает брат актера Альберт Мкртчян. — Наверное, в честь советского военачальника Михаила Фрунзе. В 30-х годах армян обвиняли в национализме, вот они и стали давать детям странные имена. А когда много лет спустя Театр им. Сундукяна, в котором работал брат, гастролировал по Ливану, местные армяне назвали его «Мгер». Это библейское имя, которое в переводе обозначает «Солнце». У него было два паспорта, в одном было написано "Фрунзе Мкртчян", в другом — "Мгер Мкртчян". Вторым документом, который ему сделали друзья, он очень гордился. Но вскоре он потерял и тот, и другой паспорт. Иной раз брат говорил: “Мне не нужны ни деньги, ни документы. Меня и так везде узнают и принимают”».

Мкртчян родился в Ленинакане — теперь Гюмри. От дома, где жила семья артиста, ничего не осталось, на его месте построили другой, но все равно горожане с гордостью говорят: «Это дом Фрунзика».

В Армении каждый, кто хоть что-то знает о Мкртчяне с радостью поделится воспоминаниями. Те, кто не был знаком с артистом, просто гордятся своим земялком.
Сосед Мкртчяна Давид Акопян рассказывает: «Родители Фрунзика — отец Мушег и мать Санам — были детдомовцами. Обоих пятилетними нашли прямо на дороге. Многие армяне, спасаясь от турецкой резни, теряли в годы геноцида своих близких. Люди с одинаковой судьбой, они познакомились на текстильном комбинате, который в 30–е годы построили в Ленинакане. Мушег работал табельщиком, а Санам в столовой посудомойкой. В 30–м году у них родился первенец, которого нарекли в честь советского полководца Фрунзе. Помню, Мушег все время показывал рисунки своего старшего сына. Он мечтал, что Фрунзик станет хорошим художником».

Первой сценой стала лестничная площадка, где Фрунзик лет с десяти давал «спектакли» для детей. Потом зрителей стало больше – Фрунзик стал играть в драмкружке. Отец Фрунзика не считал актерство профессией, но однажды все же пришел посмотреть на сына. «Брат ждал страшных последствий, - говорит Альберт Мкртчян. - Домой отец вернулся в тот вечер очень поздно, когда мы уже легли спать. В темноте он долго смотрел на Фрунзика, потом снял ботинки и лег в ногах у брата — как преданная собака… Утром он сказал Фрунзику: “Молодец, ты хорошо играл”».

Впрочем, Мкртчян не играл – он проживал каждую роль. «Все роли для актера дороги, потому что в каждой остается часть его души, после съемок актер просто стареет, - говорит брат Альберт. - А самой драматичной его ролью была роль почтальона в моем фильме «Без прошедших дней». Это во многом автобиографичный фильм. У нас во дворе во время войны жил инвалид, который вернулся с фронта в Ленинакан и работал почтальоном. Однажды нам, пацанам, дали похоронку. Мы обрадовались и с криками “ура!” принесли конверт пожилой женщине. Мы думали, что это письмо с фронта… Фрунзик на всю жизнь запомнил этот случай. В фильме он должен был играть человека, который приносит матери похоронку на ее последнего, четвертого сына… Он чувствует, что если сделает это, то просто сойдет с ума. И возле церкви почтальон начинает этот бумажный конверт есть… Этот эпизод мы снимали в городе нашего детства, в Ленинакане. Фрунзик три дня не выходил из гостиничного номера, пил. Потом вышел, небритый, с синяками под глазами, и сказал: “Я готов сниматься в этом эпизоде”. С ролью он играл, как кошка с мышкой, — три дня он превращался в старика-инвалида». Такие превращения стоили дорого, но и запоминались надолго.

Всерьез Фрунзик Мкртчян относился ко всему, что он делал. «Фрунзик был неофициально народным депутатом, — признается Альберт Мкртчян. — Он помогал родственникам, друзьям, соседям и совершенно незнакомым людям. Спустя месяц после смерти нашей матери к нам постучалась в дверь изможденная женщина. Узнав, что наша Санам (мать Фрунзика Мкртчяна – прим. ред.) скончалась, она забилась в истерике и все время повторяла: “Мои дети теперь умрут…” Оказывается, наша мать пообещала поговорить с Фрунзиком насчет квартиры для несчастной. Женщина жила без мужа, с пятью детьми в съемной комнатке. Я глянул на Фрунзика и понял, что душа его плачет. Он сказал только одно слово: “Хорошо”. Он пошел в ЦК, где его все уважали, и через три месяца Фрунзик выбил для женщины и ее детей квартиру. Он никогда помногу не разглагольствовал, большие дела делал тихо, без помпы».

Свою жизнь Фрунзик так и не смог наладить – он женился несколько раз (сравнивал себя с Чаплиным – почему тому можно, а ему нет?), но… «В семье Фрунзик был очень несчастлив, - вспоминает говорит друг Фрунзика Мкртчяна, известный актер и режиссер Хорен Абрамян. –У него в доме не было домашнего уюта. И пил он так страшно, я думаю, потому, что ему не хватало теплых отношений в семье».

«Кавказская пленница», «Мимино», «Не горюй», «Одиноким предоставляется общежитие» и еще три десятка фильмов, знаменитые фразы – «Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся», - и театр его имени… Все это по отдельности – повод вспомнить замечательного актера, только, чтобы не забывать Фрунзика Мкртчяна, не нужны поводы.