Интервью кандидата исторических наук, тюрколога Варужана Гегамяна сайту MIASIN.RU
— Что для вас означает так называемая «эпоха мира», к которой так рьяно стремиться нынешняя протурецкая власть в Армении?
— Об «эпохе мира» начали говорить еще до войны 2020 года в Азербайджане и Турции, о том, что они сейчас «освободят свои земли» и после этого настанет «эпоха мира». По сути это означало полную капитуляцию Армении и даже полное уничтожение армянской республики. Этого не произошло, но все равно тенденция сохранилась, и мы имеем дело с завуалированной программой уничтожения армянской государственности, которая звучит очень красиво – «эпоха мира», как сейчас принято говорить эпоха постправды. Эту же тактику и формулировку начал применять капитулянт никол пашинян, начиная где-то с марта 2021 года, говоря о том, что его правительство будет заниматься «восстановлением мира» и установлением «эпохи мира» и т.д. Это все конечно преподносилось и преподносится, как благо, но под этим подразумевается продолжение капитуляции Армении, потому что то, что понимают под этой эпохой в Азербайджане и Турции, оно никак не может быть названо по другому нежели капитуляция, потому что требует не только не иметь армию, не только лишают Армению геополитических стремлений и возможностей, но и даже работают на будущее, потому что говорят, что в Армении не должно проживать более 4 млн. человек, иметь армию, говорить про геноцид и вообще быть самостоятельным государством. Все это преподносится как «мир» и это до боли знакомо армянскому народу. Такие же слова и формулировки были использованы в 1920 году, когда турки пытались захватить всю Армению. Поэтому «эпоха мира» — это новая капитуляция, более широкомасштабная, чем которая была в 2020 году.
Все соцопросы и исследования, проводимые после 2020 года, говорят о том, что население Армении очень хорошо понимает, что такое турецкая угроза, но тут другой вопрос, почему это не становится мейнстримом в информационном поле, которое собственно и руководит всем процессом, происходящим в Армении. Это не происходит только потому, что капитулянт и вся его клика, они создали механизм информационного влияния, а точнее медиа империю, которая состоит из «говорящих голов», из ток-шоу, из разных фейковых страниц в соцсетях, фейковых анонимных ютуб-каналов и т.д. Это огромная фейковая империя, которая создает информационный «шум», не позволяя населению Армении сконцентрироваться на главных реально существующих проблемах. Например, про Бердзор очень мало кто знает, потому что вся эта медиа империя фейков глушит возможность национальных сил донести до народа то, что капитулянт готовит сдачу Бердзора. Наглядным примером является последний соцопрос, проведенный компанией Gallup в апреле, после того, как пашинян объявил о снижении статуса Арцаха, в котором 92% опрошенных высказались о том, что против снижения статуса Арцаха и по сути вхождения в состав Азербайджана, но в этом же опросе лишь примерно 52% знали о том, что вообще состоялась встреча Шарль Мишеля – Алиев – Пашинян, в ходе которой были достигнуты договоренности о снижении статуса Арцаха, то есть народ против, но они даже не знают, что была такая договоренность и вот, в том числе «благодаря» информационному влиянию капитулянт удерживает власть и не дает возможность сконцентрироваться на реальных проблемах. К сожалению, пока национально-ориентированные здоровые силы пока не могут победить в этом вопросе капитулянта.
— С апреля в Армении проходят многотысячные акции протеста с требованием отставки премьер-министра никола пашиняна. Некоторые люди не поддерживают нынешнюю власть, но и не участвуют в протестах. Как вы считаете, это связано с желанием быть отуреченными или с неосознанностью происходящего?
— Неучастие бОльшего количества населения в уличных протестах, связано в первую очередь с вопросом политической культуры, надо учесть, что никогда не участвовало большее количество людей в подобного рода акциях, чем в апреле-мае этого (2022) года. Даже в 2018 году до отставки тогдашнего Премьер-министра Сержа Саргсяна самое большое количество участников было зарегистрировано 22 апреля, их тогда было всего 35 000, но картинка была хорошая, это опять же про информационную подачу. На нынешних протестах иногда бывает более 50 000 человек – это абсолютный рекорд. Митинги это одна часть борьбы, в первую очередь надо работать в информационном поле, за счет которого капитулянт представляет людей на улице, как людей, которые вышли якобы ради каких-то должностей или представляет, что на улицы вышли не 50 000 человек, а всего пару тысяч, которые якобы родственники бывших каких-то чиновников и т.д. Но как бы нынешние власти не пытались умалить протестные настроения, согласно соцопросам у капитулянта всего 25% поддержки.
Надо параллельно заниматься информационной и уличной борьбой.
— Какие первоочередные шаги, на ваш взгляд, необходимо предпринять новым властям после смены действующей власти в Армении?
— Из первоочередных шагов новых властей должна быть в первую очередь новая архитектура национальной безопасности, с имеющимися и возможными союзниками, это самый главный вопрос. Вопросы безопасности в военной и информационной сферах. Борьба за восстановление территориальной целостности Арцаха, которая является неотъемлемой частью безопасности Армении и Арцаха. Устранение раскола в обществе, которое перманентно создается правительством капитулянтов, чтобы не дать возможность мобилизовать большую часть общества против себя. Надо восстановить национальное согласие и солидарность и это очень огромный труд, потому что травили общество очень долго и сейчас продолжают это делать. Благодаря нашим партнерам вы можете найти онлайн на любой вкус и бюджет: от бюджетных до супер стильных моделей высшего класса.
— Каким вы видите решение Арцахского вопроса и разрешение армяно-азербайджанского конфликта в будущем?
— Надо понимать, что как такового отдельного арцахского вопроса или армяно-азербайджанского конфликта не существует. Есть армяно-турецкий глобальный конфликт, который продолжается уже несколько столетий, и он будет продолжаться, потому что армянский политический проект, то есть армянское государство и тюркский проект, который предполагает существование тюркского государства на территории Армении, они взаимоисключают друг друга. Для Турции территория Армении должна быть турецкой, потому что это им нужно для дальнейшего распространения на восток и на север, что известно в историографии, как пантюркизм, а для армян Армения это наша Родина, где мы жили тысячелетиями и продолжаем жить, и наш политический проект – армянское государство соперничает, по сути, с турецким проектом. Наша задача не дать возможность нашим врагам, будь то азербайджанцы, турки или кто-то еще, уничтожить армянское государство, в этом наша задача и это перманентный процесс. Не будет такого, как многие представляют, что мы сейчас подпишем какие-то бумаги и будем спокойно жить — нет, государства — это живые организмы и политика это живой процесс и все время надо работать над тем, чтобы у тебя то, что есть – не отняли и чтобы ты приобрел что-то новое. Если ты поддаешься каким-то иллюзиям, что есть какие-то спокойные мирные страны, надо во-первых попросить показать такие страны, сейчас тем более таких не осталось, во-вторых надо понимать за счет чего в подобных странах условный мир, в условной Западной Европе. Там мир, потому что там стоит пятидесятитысячная американская армия где-нибудь под Франкфуртом, которая обеспечивает свой порядок на этой территории.
То есть ждать какой-то «нирваны», после чего можно расслабиться и ничего не делать – такого нет, особенно если мы говорим о государствах на Ближнем Востоке. Поэтому отдельно арцахский вопрос не существует, мы имеем дело с большим конфликтом, который все время будет, и нам надо воспринимать это как естественную среду нашего обитания. Этот конфликт закончится только тогда, когда не будет одной из сторон, а так это перманентный процесс, с которым надо жить и строить страну, государственность, с учетом этой реальности, в любом другом случае мы просто потеряем государство.
— Расскажите о созданном вами совместно с вашими единомышленниками «Армянском проекте».
— Наша организация «Հայկական նախագիծ» некоммерческая, была создана после капитуляции в ноябре 2020 года, будучи экспертами и учеными решили, что нам нельзя оставаться в стороне, что мы должны оказывать содействие в восстановлении государства. Наша организация некоммерческая, научно-образовательная, имеет несколько направлений: образовательное, информационное и научное и различного рода мероприятия, направленные на повышение информированности нашего общества, как в Армении, так и в диаспоре. В образовательном направлении мы делаем большой проект – армянский университет, это, по сути, магистерское образование, бесплатное для всех желающих. Предмет изучения – Армения и регион с широкой дисциплинарной программой от социологии и антропологии до теории международных отношений и все это применяемо к армянским вопросам и проблемам. У нас уже больше 100 студентов, в сентябре будет новый набор, планируем также сделать онлайн-версию курсов.
Недавно мы запустили свой медиа проект «Армянская волна» – это анализ новостей, информационно-аналитические подкасты. Скоро запустим русскоязычную версию.
Все ресурсы, необходимые для нашей деятельности, собираются нашими соотечественниками в Армении и диаспоре, которые оказывают нам финансовую поддержку.
Одно из направлений нашей деятельности является выступление для армянской диаспоры в разных странах. В прошлом году мы были в шести армянских общинах России, в семи армянских общинах США в ноябре 2021 года, скоро мы будем в Иранской армянской общине, осенью во Франции.
Источник: MIASIN.RU