МЫ ХОТИМ ПОВТОРЕНИЯ ГЕНОЦИДА?

Несмотря на то, что результаты «цветной революции» легко прогнозировались, детали операции по сдаче Арцаха шокируют. Колоссальные человеческие жертвы, потеря территорий, разрушения, тысячи беженцев.

Трагично, что около 700 тысяч жителей Армении, проголосовавших за нынешнего премьер-министра, проголосовали на самом деле за грядущие поражения. Правда, с учетом имевших место фальсификаций числа голосующих по приказу сектантов и госслужащих, зависящих от власти, их не больше 300 тысяч. Но и это слишком большая для Армении цифра.

Война, несмотря на заключенные соглашения, продолжается. И Армения – союзник России – терпит поражения уже на своей суверенной территории. Международное сообщество, судя по всему, и Россия смотрят на события философски. Запад призывает обе стороны к сдержанности. Россия ограничивается заявлениями.

Азербайджанцы занимают позицию за позицией – сданы 4 армянских опорных пункта, 16 ноября – две стратегические высоты, с которых простреливается магистраль Ереван – Горис, ведущая в Сюник. Армяне легко отдают позиции. Как такое вообще возможно?

О ситуации в стране и на ее границе рассказывает Айк Наапетян, военный аналитик, полковник запаса (на фото).

– Никол Пашинян отвергает версию приказа «не сопротивляться» и то, что такой приказ был бы уголовно наказуем. Тут я с ним согласен: на боевом дежурстве солдат подчиняется только уставу несения боевого дежурства, и если неприятель вторгается на вверенный ему участок, то приказов он ждать не должен. Управление огнем в случае боевого контакта осуществляет командир подразделения, определяя момент наибольшей уязвимости врага.

Есть видеозаписи, сделанные на опорных пунктах, на которых видно, что наши военные берут в плен азербайджанцев, но потом их отпускают. И тем не менее в итоге эти опорные пункты сдают, не предпринимая оборонительных действий. Есть также видеозаписи, на которых наши солдаты не оказывают азербайджанцам никакого сопротивления. Объяснения простые: либо моральное состояние солдат крайне низкое, либо командиру был отдан приказ оставить позицию вместе с оружием. Второй вариант представляется более логичным.

В свое время Пашинян признался, что приказ отойти на 25 км от позиций в Зангелане и Кубатлы и отступить в Сюник отдал он сам. Министром обороны тогда был Вагаршак Арутюнян, в армии и министерстве царила кадровая чехарда. Причем в соглашениях 9 ноября и 11 января о прекращении войны Зангелан и Кубатлы упомянуты не были, и только потом выяснилось, что они были названы в отдельном меморандуме, копия которого оказалась в руках экс-премьера Гранта Багратяна и имеется в интернете.

На сданных территориях была построена эшелонированная оборона, которая была отдана противнику. Армянская армия была переведена на линию, где оборонительные укрепления отсутствовали. Наличие меморандума не было опровергнуто властью, что говорит о его подлинности. Армянская сторона в лице Пашиняна, а все важные вопросы решает он, могла бы не согласиться с азербайджанскими требованиями, но согласилась. Отдавать приказ об отступлении не впервой.

Две стратегические высоты в районе горы Ишханасар 16 ноября были захвачены уже с применением военной техники, ствольной и ракетной артиллерии и спецназа. Минобороны заявило сначала об одном погибшем, потом о четырех. Сначала о 10 пленных, потом о 15, потом о 24 пропавших без вести. Думаю, что часть военнослужащих из 24 скорее всего убиты на позициях, а пленные попали к врагу ранеными. Я не говорю о том, что все наши пункты оборудованы на пещерном уровне, хотя их за месяц, максимум два можно было бы превратить в неприступные крепости.

Теперь у Азербайджана есть возможность с севера и с юга взять Сюник в клещи и полностью отрезать его от Армении. Возникает вопрос: почему эти опорные пункты не были отбиты?

– Почему, по Вашему мнению?

– У меня стойкое ощущение, что до лимитации и демаркации границ Азербайджан, согласно договоренности с Пашиняном, должен захватить возможно больше территории. Но чтобы скрыть договоренности и показать, что эти территории удержать нельзя, их сдают с кровью и жертвами. Армия как бы деморализована, а население как бы проголосовало за полное поражение.

Не исключено, что в районах, которые Пашинян собирается сдать Азербайджану, население может выступить против правительства – перекрыть улицы, дороги, организовать другие акции протеста. И это может обернуться тяжелыми последствиями для Пашиняна. И потому территория Армения отдается частями, чтобы не привести к массовым волнениям. К тому же факты гибели военных и взятие в плен используются для деморализации и армии, и населения.

– Не кажется ли Вам, что эти сценарии разработаны вне Армении?

– Безусловно. Перекладывание вины на прежних властей, в результате политики которых поражение армии якобы стало неизбежным, до сих пор срабатывает.

Люди начинают прозревать, особенно в областях, которые Пашинян собирается сдать. Да, инстинкт самосохранения, присущий животным, нарушен. Правда, коровы не перестают пастись, когда теленка ведут на убой. Логика примитивная – да, мы теряем, но еще немного потеряем, а потом все будет замечательно. Откроются дороги, бизнес начнет процветать, богатый Азербайджан и Турция станут инвестировать в Армению. При этом намеренно преувеличивается роль коммуникаций, их якобы исключительное для страны значение внушает государственная пропаганда. Слух и обоняние блокируются, как это происходит с больными или старыми животными. И когда придут убивать, даже в этот момент он (или оно) будет гнать от себя эти мысли – ведь обещано благополучие, которое прежние власти всячески пытались украсть.

Эти технологии по отношению к врагу описаны еще в трактате «Искусство войны» Сунь Цзы (самый известный древнекитайский трактат, посвященный военной стратегии и политике. – Ред.). Отличие в том, что сегодня эти технологии применяются в отношении своих, иными словами – внешний вектор воздействия полностью поддержан внутренним, более того, последний иногда даже «забегает» вперед.

– Кроме врагов в виде прежней власти, в Армении пропагандируется появление и другого врага – России. Распространяются политические слухи, что Россия в союзе с Турцией имеет цель уничтожить Армению. И этот русофобский тренд становится все сильнее и отчетливее. У России есть обязательства по защите Армении, но Армения сегодня намеренно отдает себя врагу. Кто виноват? Конечно же, Россия. Она «не приходит на помощь», несмотря на призывы, правда, исключительно устные. До официальных, письменных обращений дело и не дойдет. Мы – оккупированная страна, это признается большинством аналитиков. Имеется ли в уставе ОДКБ пункт, что в случае оккупации страны-члена получить ее письменное заявление для оказания военной помощи не требуется?

– Протокол предполагает, что страна – член ОДКБ в случае агрессии обращается с письменным заявлением, в котором обосновывается необходимость вмешательства, с изложением фактов. Именно в конкретных фактах смысл этого обращения. После проверки и анализа фактов принимается решение о военном вмешательстве. Понятно, что необращение Пашиняна в ОДКБ или к России используется с целью разжигания русофобии. Мол, нас предали!

Проиллюстрирую фактами. 17 ноября, после того как были отданы две стратегические высоты, на Совете безопасности Пашинян ни разу не упомянул об обращении к России или в ОДКБ. В разговоре с Шойгу новоназначенного министра обороны, который в свое время был судим за преступление в армии, о письменном обращении – ни слова. Представитель Армении в ОДКБ тоже молчит. В мае, например, после агрессии на Севличе – Черном озере – обращение в ОДКБ сделано было, но не по статье агрессии, а по статье консультаций. Далее. Пашинян проигнорировал запланированную встречу с Путиным и Алиевым в Москве. Вместо этого будет встречаться с Алиевым в Брюсселе. Вывод простой – Пашинян не хочет обращаться к России или в ОДКБ. Этому должно быть объяснение. Оно есть! Базирующаяся в Тбилиси «Алик медиа» («Медиа-волна»), созданная при посредничестве или непосредственном управлении Арсена Харатяна, который сумел настолько превзойти в русофобии своих коллег, что его в свое время отстранили от власти, распространила слив как бы из дипломатических источников, что Россия запретила Армении обращаться в ОДКБ. И этот слив был подхвачен и раскручен информационным пространством Армении.

– Иными словами, была проведена информационная операция. Но ведь с самого начала было понятно, что в Армении к власти приведена русофобская группировка и для дискредитации России будет делаться все. Об оккупации Украины внешними силами говорится открыто, об оккупации Армении – нет. Официальная Россия молчит, а молчание используется и будет использоваться для нагнетания русофобии. Россия, допустим, заинтересована в соблюдении протоколов ОДКБ, норм и принципов демократии, невмешательства во внутренние дела. И что же? Армению теряем не только мы – теряет и Россия. В скором будущем она может уйти из Армении, так 50 тысяч сектантов организуют вокруг российской военной базы демонстрации, и русские уйдут. И тут же военные базы создаст Турция с согласия НАТО, и рубеж противостояния НАТО и ОДКБ сместится далеко на север. Несколько лет использования манипуляционных технологий, дружба с турками, которая выгодна только им, и путь на Москву открыт?

– Не все так просто. Давайте возьмем Украину, в прошлом братскую России страну, которую сделали ее врагом. Можно победить ее военной силой, но это может привести к ядерной войне. Турция – страна НАТО, и конфронтация с ней тоже чревата ядерной войной. Нужен иной инструментарий, который позволит продвигать свои цели без опасности ядерного конфликта.

Теперь посмотрим на Армению. Я вынужден быть циничным – пока мы не увидим зверств турок, угрожающих нам лично, мы можем так и не очнуться. Минимум 300 тысяч жителей Армении не видят опасности и готовы капитулировать под разными лозунгами – «лучше турки, чем прежние», «лучше турецкий ятаган, чем русский сапог», «Россия нас предала», «Запад нам поможет» и т.д. Мы не хотим помочь себе сами, полагая, что это должны сделать за нас. Людей надо мотивировать. Нынешнее правительство занято демотивацией с использованием уже известных технологий. Вряд ли, учитывая интеллектуальный уровень сегодняшней власти, она разрабатывает их самостоятельно.

Мне кажется, что в России серьезно запущен процесс денонсации итогов распада Союза, который произошел незаконно. Дальний прицел – восстановление сфер влияния СССР. Возможно, Россия считает это главной задачей, все сегодняшние потери – мелочи, которые будут восстановлены после того, как Россия обретет право юридической силы, подкрепленной военной мощью. Этот процесс, как мне кажется, не за горами, но до этого и сама Россия должна стать экономически суверенной, превратить рубль не в производную от доллара денежную единицу, а наполнить собственным содержанием, я имею в виду ресурсы и золото. И понятно, что этим стремлениям будет противопоставлено жесточайшее сопротивление США.

– Как отмечал князь Горчаков, Россия собирается с силами. Понятно, что в геополитических играх Армения – маленький редут, но отдав его, при каком бы то ни было правительстве, можно столкнуться с гораздо большими проблемами. И поневоле задумываешься о том, как бы поступили англосаксы? Они тоже руководствовались бы буквой устава?

– Нет. Они бы поступили так, как это произошло в Армении в 2018 году. Нейтрализовали бы премьера известными способами давления, вывели бы проманипулированную толпу на улицы, западные посольства выступили бы со строгим предостережением не трогать протестующих! И т.д. Но на то они и англосаксы с очень качественной разведывательной аналитикой и обилием мозговых центров.

В вашем вопросе звучит предположение о том, что Россия не очень хорошо себе представляет происходящее в Армении и потому не совсем адекватно реагирует. Иногда такие мысли возникают. Очень может быть, что аналитика, предоставляемая российской власти, не всегда качественна. Мягкую силу Россия не использует практически совсем, предпочитая работу с правительствами. Это линия, последствия которой могут быть резко отрицательными. По крайней мере, англосаксы показали, насколько эффективны технологии промывания мозгов.

Внутреннего переворота в России спонсоры «цветных революций» стали побаиваться, осознавая, что при адекватной реакции российской власти это может привести к потере агентурной сети, но на просторах бывших республик такие технологии успешно применяются. Более того, у них есть несколько группировок, которые могут сменять одна другую, и проблема сегодня не в исполнителях, а в заказчиках. Уже созданы как бы националистические партии, как бы в пику сегодняшней власти, но с русофобскими лозунгами и призывами укреплять отношения с Западом. Тем самым Западом, который ни разу не осудил развязанную Азербайджаном в союзе с Турцией войну и стал проявлять к ней внимание только после того, как в Арцах вошли российские миротворцы.

– Насколько дезорганизована армянская армия, по Вашему мнению?

– Судя по тому, что министрами обороны назначаются люди с очень сомнительной репутацией, у нее еще есть потенциал для дезорганизации.

Я считаю, что армянскую армию можно восстановить в сжатые сроки. Но давайте сравним себя с Азербайджаном, который в этой войне понес очень серьезные потери. И для того, чтобы их восполнить, нужна не только техника, но и персонал, умеющий с ней обращаться. Обученность проверяется на военных учениях, которых Азербайджан после войны провел около двадцати. Для чего? Для защиты от Армении? Нет, для новой агрессии. И сегодня он, выступая с позиции силы, считает, что должен захватить то, что может, имея в Армении потворствующую своим замыслам власть.

Необходимо мотивировать народ на осознание той опасности, которая стоит перед нами. Помогают тому, кто этого хочет. Вот это и надо показать. Может, созданием народного ополчения, может, организацией партизанских отрядов. Внятной оппозицией, протестными акциями. В конце концов, и армия в состоянии осознать свою роль по защите своей родины и своего народа. А если пойти на поводу у капитулянтов – последствия будут ужасающими. И для Армении, и для России.

Беседу вел Арен Вардапетян

Газета «Ноев ковчег»