Интервью политолога Андраника Ованнисяна сайту Miasin.Ru
— Андраник, в чем, на ваш взгляд, глубинные причины того состояния, в котором сейчас оказалась армянская нация, Армения и Арцах?
— Если мы говорим об искусственном разделении нации на «чёрных» и «белых», о поражении в Арцахской (Карабахской) войне в сентябре-ноябре 2020 года и о социально-экономическом кризисе, который начался за год до войны, то фундамент происходящего был заложен в 2018 году. В результате «бархатного» государственного переворота, осуществлённого при помощи финансовой поддержки заинтересованных внешних сил, в том числе Турции и Азербайджана, к власти в Армении пришли откровенные предатели и безграмотные общественно-политические деятели. Целенаправленные политические ошибки представителей предательского режима Никола Пашиняна во внутренней и внешней повестке Республики Армения привели нацию к запланированной войне, где армянская сторона понесла тяжелые человеческие и территориальные потери. Однако, важно понимать, что сегодняшнее состояние армянской нации и государства не результат поражения в войне, а наличие предателей среди правящей политической элиты Армении.
— На протяжении десятилетий Армению беспрепятственно наводняли различные агентурные сети иностранных разведок, в виде НПО, фондов, деструктивных сект, СМИ и т.д., которые по сути являются проводниками интересов иностранных государств. Во власти явные агенты иностранных спецслужб. СНБ Армении по факту не отстаивает интересы Армении. Как получилось, что Армения оказалась фактически оккупирована коллаборационистами?
— Все эти деструктивные элементы проникли в Армению с первых дней независимости, используя уязвимое социально-экономическое положение народа, перенёсшего последствия трагического землетрясения и освободительной войны в Арцахе (Карабахе). Одна из главных ошибок предыдущих властей заключается в том, что они были осведомлены о деятельности этих НПО, тоталитарных сект и фондов, управляемых внешними силами, но по разным причинам закрывали на них глаза. Безнаказанность потенциальных предателей лишь укрепляла их позиции среди общественности, где они представлялись в роли носителей демократических ценностей и оппозиционных сил. С 2015 года после конституционного референдума начался процесс аккумуляции ресурсов всех деструктивных элементов, функционирующих в Армении, который завершился «бархатным» государственным переворотом в 2018 году. Фактически внешние силы использовали процесс перехода к новой Конституции и форме правления в Армении, который должен был полностью завершиться во время избирательного цикла 2017-2018 годов.
— При нынешнем геополитическом раскладе, который вырисовывается сейчас в регионе, каким вы видите выход из сложившейся ситуации, при усилении роли Турции, не совсем понятной, судя по публикациям экспертов, позиции России?
— Очевидно, что по итогам крайней войны в Арцахе в регионе Южного Кавказа начались геополитические трансформации. Главными бенефициарами региональных преобразований, конечно же, являются Турция и Азербайджан. В частности, турецко-азербайджанский тандем настаивает на том, чтобы официальный Ереван признал легитимность оккупации азербайджанскими вооружёнными формированиями большей части Республики Арцах и ряда приграничных стратегических позиций Республики Армения. В качестве платформы для осуществления этих шагов предлагается региональная инициатива «3+3», которая в текущем геополитическом раскладе сил на Южном Кавказе категорически противоречит фундаментальным интересам Армении. Ведущие региональные державы, в частности Турция и Россия, продвигают инициативу «3+3» в качестве платформы для установления мира на Южном Кавказе. Однако если эти силы действительно заинтересованы в установлении мира в регионе, то для начала необходимо признать независимость Республики Арцах и потребовать от азербайджанских вооруженных формирований незамедлительно покинуть оккупированные территории Армении и Арцаха, а уже потом можно будет строить мир, в чём заинтересована также армянская сторона. В ином случае все эти разговоры о мире являются очередной фикцией.
В нынешнем геополитическом раскладе Республика Армения должна вести максимально активную внешнюю политику со странами, которыми пересекаются государственные интересы армянского государства, например, Индией, Ираном, КНР, Францией и Грецией, Сирией, но демонстрируя понятность и прозрачность во взаимоотношениях с ключевым военно-политическим и торгово-экономическим союзником – Россией. Важно понимать, что в текущих реалиях резкие изменения во внешнеполитическом курсе или тайные переговоры за спиной у своих стратегических союзников и партнёров могут пагубно отразиться на Армении.
— Последние события, связанные с войной за Арцах выявили многие серьезные проблемы, в том числе и проблему национального самосознания — некоторые люди, носящие армянские имена, говорящие на армянском языке и живущие в Армении, называют Шуши азербайджанским городом, готовы на сближение с Турцией, считают Арцах бременем, которое не дает развиваться, готовы на окончательный развал собственного государства, лишь бы бывшие власти не вернулись. Как вы можете это объяснить?
— Объяснение кроется в нравственно-идеологическом кризисе, требующем тщательного подхода для изучения и нахождения благоприятного решения для будущего нации и государства, а также в существенных проблемах в системе образования. В конце 1980-х годов армяне боролись за восстановление независимости Республики Армения с идеей о «Миацуме» (воссоединении Армении и Арцаха). Фактически идея была реализована 1 декабря 1989 года, когда Верховный Совет Армянской ССР и Национальный Совет Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) приняли совместное постановление о включении нагорной части Арцаха в состав Армянской ССР. Однако в августе 1990 года политическая элита Армении во главе первого президента Левона Тер-Петросяна де-факто отказалась от идеи «Миацума», а воссоединение Арцаха с Арменией трансформировалось в «право народа Арцаха на самоопределение». Фактически с этого момента в Армении образовался идеологический вакуум, который постепенно заполнялся пропагандой вражеских сил. Отсутствие конкретной государственной идеологии, проблемы в системе образования и вражеская пропаганда привели к вполне ожидаемому негативному для нас результату.
— После смены нынешней власти, какие шаги, на ваш взгляд, необходимо предпринять для восстановления и возрождения армянской государственности, оздоровления и сплочения нации?
— На самом деле, многотысячелетняя история армянской нации, насыщенная различными события, в том числе крайне трагическими, является живым доказательством тому, что нам рано или поздно удастся выйти из сложившейся неблагоприятной ситуации. Тысячи солдат отдали свои жизни ради права армянской нации жить и созидать на родной земле. Понимаете, мы попросту не имеем морального права пребывать в вечной скорби или покидать страну и строить жизнь на чужбине, когда Армения нуждается в каждом из нас. Родина у нас одна, границы которой очерчены кровью достойных защитников армянской нации, поэтому мы обязаны совместными усилиями преодолеть действующие вызовы с целью построения сильного и современного государства. Первым шагом в этом процессе должно стать избавление Армении от представителей предательской клики, захватившей власть в 2018 году, а вторым – формирование конкретной идеологии, которую мы будем поколение за поколением претворять в жизнь. Несмотря на все политические разногласия, нас всех должна объединять одна идеология – построение мощного армянского государства на Армянском нагорье.
Miasin.ru