Арман Бошян: Необходимо принять реальность и работать над созданием будущей армянской элиты, как в интеллектуальной сфере, так и духовной

Интервью политолога Армана Бошяна сайту Miasin.Ru

— Арман, какие шаги, на ваш взгляд, необходимо предпринять всем здоровым силам армянской нации Армении, Арцаха и диаспоры для выхода из сложившейся ситуации — сохранения и возрождения армянской государственности?

— Поскольку протестный потенциал Армении никак себя не проявил в силу разных причин, необходимо принять реальность и работать над созданием будущей армянской элиты, как в интеллектуальной сфере, так и духовной. Это значит создание клубов и армянских организаций политического, аналитического и экономического формата, которые ориентированы на возрождение Армении и Арцаха после смены власти. Укрепление и единение вокруг ААЦ является главной задачей этого процесса.

— Нынешний режим в Армении и его кураторы, постоянно прибегает с различным методам манипуляции сознания, используя различные технологии одурачивания, отвлечения внимания, подмены понятий и т.д. Как этому противодействовать, по вашему мнению?

— Справедливости ради стоит отметить, что прибегает не сам режим, а его профессиональные кураторы и советники прекрасно владеющими социальными технологиями. Противодействие возможно только путем повышения уровня политического образования, то есть за счет лекций, семинаров и передач в СМИ, рассказывающих и социальных технологиях манипуляций. К сожалению, интереса подобное противодействие не вызывает у государства, поэтому на уровне любителей и одиночек мы обречены проиграть этот процесс, пока не будет создана налаженная система противодействия

— Как вы видите перспективу армяно-российского сотрудничества в условиях постоянной информационной войны направленной на разжигании русофобии?

— Несмотря на бравые речи, перспективы никакой. Армения строго ведет политику интеграции в тюркский мир. Проект большого Турана полностью противостоит интересам России, и Армения, становясь его частью, автоматически записывает себя в будущее противники России в грядущей войне, которая за регион рано или поздно развернется. Конечно, я описываю наихудший сценарий, но его исключать нельзя. В целом я ожидаю превентивные шаги РФ по укреплению своего присутствия в регионе для нивелирования проекта Турана вокруг Армении, а не внутри нее. Внутри Армении отуречивание идет полным ходом, и противостоять этому Россия не сможет. Информационная война в Армении имеет конкретную геополитическую цель, по созданию нужного общественного мнения для вывода России из региона и замещения ее Турцией. Фактически Армения сейчас ведет опасную игру, дипломатически – это союзники, а фактически Армения грозит оказаться по ту сторону баррикад против России и Ирана и у которых геополитические интересы в регионе во многих точках совпадают, в частности по вопросу т.н. коридоров.

— Почему у российской стороны напрочь отсутствует желание применять мягкую силу для укрепления своих позиций? Имеется ввиду как государства, которое присутствует на территории другого, в частости Армении, в военном и других видах?

— На этот вопрос ответил выдающийся российский специалист по информационным войнам Андрей Манойло. К сожалению, в России не выстроена система противодействия информационным атакам внутри России. Соответственно вне России, кроме прямых представительских каналов, таких как Спутник и Россотрудничество не существует. Мягкая сила подразумевает наличие комплекса мер непрямого воздействия, выстроенного в ясную модель действий, управляемую строгими научными методами из социологии и психологии. В России такой системы нет, зато у врагов России она выстроена давно и успешно применяется. Пока мы только наблюдаем становление системообразующих структур по противодействию информационным войнам, согласно А. Манойло, только с 2019 года этот процесс был запущен. Стоит признать, что проигрываем мы противникам прежде всего в области политтехнологий.

— 29 сентября в Сочи прошла встреча президентов России и Турции, как вы считаете, как эта встреча отразится на геополитическом раскладе на Южном Кавказе и Армении в частности?

— Безусловно сама встреча прошла в напряженной обстановке, но судя по событиям далее в Идлибе и в Сирии целом, России удалось получить ряд уступок со стороны Турции. В целом встреча не могла не затрагивать наш регион, однако мне сложно предсказать какие будут последствия закрытых договоренностей.

— Как вы прокомментируете военное обострение на границе между Азербайджаном и Ираном, и как на ваш взгляд, оно повлияет на Армению и Арцах?

— Безусловно роль Ирана как цивилизации и реально суверенного государства не стоит недооценивать. Иран ясно показал, кто в регионе хозяин. Фактически действия Ирана дипломатически означают готовность к войне с целью прибрать региона к рукам. И никакая Турция Азербайджану здесь не поможет. До войны, конечно, не дойдет, но риск создания “коридоров” на порядок уменьшается. Здесь особо стоит отметить, что Армения, Турция и Азербайджан в лице наших властей, действуют против Ирана. Однако решительность Ирана для продвижения своих интересах сейчас опосредованное спасает армянскую государственность от полного краха, несмотря на все старания новых армянских властей.

Как вы прокомментируете встречу Путина и Пашиняна 12 октября?

— Это важная встреча и говорит о готовности России продолжать работу в направлении Армении несмотря ни на что. Данная встреча больше демонстрирует решительность России вслед за Ираном сохранить стабильность на Южном Кавказе, не допустить дальнейшего продвижения Турана и исключить ослабление позиции России в регионе.

Россия заинтересована в укреплении интеграционных процессов на фоне новых армянских властей, поскольку иначе удержать орбиту своего влияния не получиться. Армения дрейфует в сторону Турции, процесс с помощью мягкой силы уже не изменить. Но с помощью рычагов военной, дипломатической и экономических сфер на ситуацию вполне можно повлиять. Именно в этом направлении работает Россия.

Miasin.ru