Человек-семья-общество-государство

Нравственный распад человеческой личности, который мы наблюдаем в настоящее время, вызывает тревогу. Человек практически вовсе утратил чувство личного греха. Насилие, распутство и пороки всячески поощряются. Понятия совести, долга, чести, порядочности, христианские идеалы чистоты и целомудрия вытесняются из жизни. Пропагандируется вседозволенность и потребительское отношение к жизни. В результате всего этого нарастает экологическая катастрофа, углубляется демографический кризис, возникает множество других проблем, которые беспокоят наше общество.

Оценивая происходящие в обществе процессы, многие задают себе вопрос: на каких основах должно созидаться общество; какими ценностями следует руководствоваться; где нужно черпать силы и знания для преодоления духовного оскудения в наше время? Как призвать человека увидеть свою душу и понять, во имя чего он живет, как должен готовиться к жизни в семье, обществе, как строить ее; как разъяснить человеку, что его заслуга не в том только, чтобы жить, а в том, во имя чего он должен жить?

Совершенно очевидно, что ответ на поставленные вопросы нужно искать не в настроениях нашей жизни, где порой господствует грубая сила, пошлые инстинкты, цинизм, потребительский взгляд на жизнь. Удобство и сытость убили в человеке честную стойкость и верность началам совести и нравственного долга. Уже в раннем возрасте в человека вселяются не чистота и благородство, а страстное искание и жажда сытой привольной жизни. Окружающая нас жизнь повинна в упадке морали в обществе, семья виновата в том, что отправляет на учебу невоспитанного ребенка, а школы и вузы усугубляют безнравственность молодых людей и нередко становятся рассадниками пороков среди молодежи. В себе самом человек хранит благо и радость жизни, и в то же время разложение и смерть. Семья, школа, общество и государство должны обратиться к такому высокому и чистому источнику, который смог бы возродить и обновить все в нашей жизни.

Родившийся на земле Христос и есть этот чистый Источник. Он указал нам Путь, Он открыл человечеству Истину и даровал Жизнь (ср.: Ин. 14,6). Нам только остается войти в Его жизнь, воспользоваться благодатными спасительными для каждого и в целом для всего общества средствами. Посылаемая Христом благодать помогает человеку совершать то, чего он не может сделать своими силами. Человеческих сил для подлинного преображения жизни недостаточно. Не мудрее ли всех был Соломон? Не достигал ли он всего, чего желала его душа? (ср.: Еккл. 2,10). Но он ведь признал тщетность всех человеческих усилий изменить греховное и гибельное содержание жизни. Проводимые преобразования, как правило, касаются лишь внешних правил жизни общества; по существу же неправда и беззаконие (ср.: Еккл. 3,16) всегда будут наполнять жизнь вне благодати. Вот почему нам следует отринуть кумиров естественного мира и возлюбить закон благодати Божией. Мы должны взять за основу нашей жизни непреходящий евангельский Закон Христов и тогда сможем всюду вносить духовную радость и духовное оживление.

Чтобы научиться терпеливо преодолевать проблемы и гармонично сочетать все новое, что приносит с собой каждый наступающий день, обратимся к неисчерпаемому богатству святоотеческого наследия, являющему собой сущность того духовного опыта, который был выработан христианством за всю историю его существования.
Важнейшим условием нормального функционирования государства является наличие в нем крепкой и здоровой семьи. Вопросы семейной жизни изначально пользовались исключительным вниманием Церкви.

Все человеческое общество основано на семье и в ней, как здание в фундаменте, приобретает свою прочность и устойчивость. Именно в семье происходит формирование личности будущих граждан страны, что делает ее важнейшим институтом общества. Многие не думают о том, какое громадное влияние в добром и худом направлении может производить семейство на отдельного человека. Семья производит святых, но она же может воспитать и сатану в образе человека.
С состоянием семьи, как правило, связаны многие проблемы общества и государства, однако не все институты общества и государства в должной мере прониклись проблемами семьи. По-прежнему средства массовой информации беспрепятственно пропагандируют все виды смертного греха, бесстыдную наживу, насилие и разврат, продолжая растление человека и разрушая традиционные семейные устои, тем самым усугубляя нависшую над народом реальную угрозу вымирания.


Согласно святым отцам, семья – это не сообщество, созданное для выполнения различных социальных, экономических, физиологических и репродуктивных функций, это – священный союз, благословленный Богом. Если семья перестает восприниматься как духовное сообщество, если святость и нерушимость брака начинает подвергаться сомнению, если наблюдается отход от христианских норм в устроении семейной жизни – это неизбежно ведет к ослаблению и к разрушению института семьи.

В современном мире мы являемся свидетелями ослабления естественных традиционных отношений в семье. Рвется связь поколений: родители восстают на детей, дети – на родителей. Там, где должна царить светлая любовь, может водвориться ненависть. Иногда даже законные супруги смотрят на детей как на «нежелательный побочный продукт» физического удовольствия. Постоянно увеличивается число беспризорных детей, забытых отцами и матерями. «Нежеланных» младенцев часто бросают прямо в роддомах, изначально обрекая их на сиротство. Самое страшное и, к сожалению, массовое явление нашего времени – узаконенное убийство детей в материнских утробах, буднично прикрытое жестоким словом «аборт».

Одной из важнейших причин такой небрежности в деле семейного строительства является то, что нашу молодежь не готовят к семейной жизни и не учат тому, как правильно ее устроить. Многие молодые люди, создавая семьи, порой совсем не понимают, что их ждет. Они слишком часто в своей семейной жизни, как, впрочем, и во всем, стремятся к достижению максимального комфорта и удовольствия. Естественно, такой подход мешает полноценной семейной жизни, и поэтому столь недолговечными оказываются многие современные браки. Наверное, вправе кто-то сказать, что и раньше молодежь семейной жизни не учили. Но это не так. Молодежь воспитывалась самой традиционной культурой, здоровой социальной средой. При этом важнейшие ценностные установки человек получал в Церкви, которая свидетельствовала, что семейная жизнь сопряжена с тяготами и заботами, что желающие создать семью будут иметь, по слову апостола Павла «скорби по плоти».

Государство – это содружество людей, объединенных не просто общностью исторической судьбы, экономических, политических и культурных интересов, но и скрепленное тесными незримыми духовными связями. Мир, любовь, единодушие – самые твердые основы общества и самые крепкие узы, связывающие между собой членов общества. Государство воспринимается Церковью как духовный организм, между отдельными членами которого должны быть любовь и согласие.