Рачья Арзуманян: «Армения ведет войну не на жизнь, а на смерть»

Рачья Арзуманян — эксперт по проблемам военной и национальной безопасности

В складывающихся условиях можно себе позволить оглядеться и попробовать понять, какие шаги могут быть предприняты центрами силы в складывающейся патовой с военной точки зрения ситуации, когда стороны будут вынуждены перейти к позиционной войне на изнурение. Блицкриг сорван, ресурсов на новый у Турции и Азербайджана на арцахском ТВД, судя по всему, уже нет – гонят на убой наемников, национальные меньшинства Азербайджана, которых не просто не жалко, но желательно пропустить через мясорубку войны. Работу этой мясорубки мы и наблюдаем с сердцами, обливающимися кровью.
Начну с России по очевидным причинам – именно она и Турция из центров силы сегодня «рулят» процессами на Кавказе. Уже писал, «давным-давно», что Россия остается центром силы, обращенным в прошлое, — в 20-й век, в котором она была сверхдержавой и архитектором двухполярного мира. Отсюда стремление реставрировать статус-кво 20 века.
Имеющееся время, самый драгоценный ресурс, тратится на попытки реставрации и консервации остатков рухнувшего миропорядка, когда не хватает сил, а главное желания поднять голову оглядеться и действовать в рамках изменившегося и изменяющегося мира.
Данное поведение явственно видно и вокруг арцахской проблемы. Высшее политическое руководство России, его дипломатическая служба с настойчивостью, которая могла бы вызвать восхищение, если бы это не было так ужасно по своим последствиям для региона, пытается вернуть Южный Кавказ к статус-кво, который был выстроен в постсоветский период.
Россия понимает, что данная реальность обрушилась, но настойчиво и обреченно пытается восстановить его, озвучивая предложения и подходы, которые вызывают желание выматериться. Россия настойчиво пытается распутать новые узлы вековой арцахской проблемы, как элемента Армянского вопроса, не желая признавать, что изменился мир, регион и центры силы, который были участниками и архитекторами решения, достигнутого 100 лет и 25 лет назад.
И Бог с ним, Азербайджаном, с ним все ясно. Ильхам оказался плохим сыном великого отца, и, выслушав «оракула», что перейдя черту разрушит царство, почему-то пришел к выводу, что речь идет об Армении, а не Азербайджан.
Мы воюем с Турцией, с триумфом вернувшейся на Кавказ, и она не заинтересована в распутывании узлов и восстановлении старого статус-кво, но требует нового, в котором у нее равный статус с Россией. Более того, это именно Турция завязывает новые узлы и делает все, чтобы они стали гордиевыми.
Иран. Да, Иран понимает, что возвращения к статус-кво постсоветского периода не будет, но у него свои сложные внутренние и региональные проблемы и, похоже, просто не хватает ресурсов на активные действия в нашем регионе. Все, что Иран мог бы сделать в данной ситуации, он делает. Рассчитывать на большее в кратко- и среднесрочной перспективе не стоит. Иран не в состоянии в одиночку вышвырнуть Турцию, Израиль и НАТО с Кавказа.
Западные центры силы, в целом, все устраивает, и они с интересом наблюдают за обреченными попытками России оттянуть время и распутать ситуацию. И не надо апеллировать к Помпео и США за позицию в войне. У Армении военный союзник — Россия, который квалифицируется США как один из основных противников геополитического противоборства.
Доброжелательное отношение к Армении и армянскому народу, пожелание справиться с войной на данном этапе, это максимум, что можно ожидать на фоне попыток принуждения твоего союзника к капитуляции. Хотите более жесткой позиции США и бОльшей поддержки подумайте о своем союзнике, выберите другого – мессидж США Армении. Все честно и прозрачно. Точка зрения, усиливаемая Францией, как еще одним со-преседателем Минской группы ОБСЕ.
Мнение Армении, ее готовность выйти на мир в расчет не принимаются по очевидным причинам. У Армении не хватает силового ресурса для разрубания завязываемых Турцией узлов.
У нас вскрылись огромные пробелы в грандстратегии и военном строительстве. Я писал о них в закрытых записках, беседах, но это предложение-оправдание, которое не может быть принято, неприемлемо.
Практически все мои теоретические работы по войне, так или иначе, оформляли необходимую трансформацию системы военной безопасности Армении, ее вооруженных сил. Но мы, как государство и народ, растранжирили время на строительство олигархического строя, а не современной государственности и теперь будем вынуждены в ураганном темпе решать задачи строительства другой Армении, способной ответить на угрозу Турции.
Мы можем решить данную задачу, и думаю я знаю на каких путях она может быть решена. Постараюсь завершить цикл теоретических работ по теме и приступить в разработке принципов – после войны.
Пока констатация. Турция и его сателлит Азербайджан создали новый гордиевый узел поверх векового армянского, который «узаконивает» ее присутствие на Кавказе, превращая Азербайджан уже официально и публично в передовую военную базу НАТО для проецирования жесткой мощи на север, восток и юг. Цель, безусловно, не Армения. Вся необходимая коммуникационная и военная инфраструктура и инструментарий развернут, можно спокойно и не торопясь разворачивать усилия. Время – некритичный ресурс для данных акторов. Оно у них есть.
Россия всеми правдами и неправдами оттягивает время принятия решительных действий и для выигрыша «пары секунд» готова пойти на сделку с Турцией и жертвованием интересами Армении. В этом плане Никол Пашинян прав, когда говорит о «Мюнхене».
Армения для российских политических кругов не критичное и даже не очень важное звено. Как Кремль дошел до жизни такой и таких выводов, суть неважно. Нам надо просто принять это к сведению. Да, российские военные понимают, что происходит, но этого будет недостаточно, так как арцахская и армянская проблема геополитическая и только военными решена быть не может.
Армения ведет войну не на жизнь, а на смерть, и не имеет возможности рассуждать и строить планы. Все зависит от того, как мы закончим войну, на каких позициях? Выйдем ли к линии контакта 1994 года или сможем раздвинуть горизонты армянского будущего? Пока оперирует армянский воин и армянская армия, и мы, как народ, помогаем ей выполнить свои задачи.
Есть ли решения, которые позволили бы – нет, не вернуть статус-кво 20 века, а создать новый – уже 21 века, в котором нет Турции на Кавказе? Такие решения есть, но они не для публичного обсуждения.

Доброе утро армянский народ и люди доброй воли. В Степанакерте ночь прошла спокойно, чего не скажешь о некоторых других…

Опубликовано Рачьей Арзуманяном Пятница, 16 октября 2020 г.