Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

На главную » Духовная библиотека » Армянская Апостольская Церковь

Отец Месроп Арамян о православии Армянской Апостольской Церкви

Фрагмент из интервью отца Месропа Арамяна журналу «Анив»

Карен Агекян: Армянская Апостольская Церковь - это одна из Церквей, хранящих апостольское предание, наряду с Католической и Православными. Она никогда не опиралась на имперскую государственность, наоборот - часто существовала под иноверной и иноконфессиональной властью. И Католическая, и Православная Церкви всегда позиционировали себя в качестве исключительных хранительниц истинной веры. Иногда складывается впечатление, что Армянская Церковь так вопрос не ставит - не только не настаивает на том, что вне ее нет спасения, но и не утверждает активно, что ее христология и догматика есть максимальное приближение к истине. Что это влечет за собой? Если у армянина из диаспоры нет представления о том, что ААЦ несет исключительную истину, то какая ему разница - в какую церковь ходить? Очень часто в населенном пункте по месту жительства вообще нет армянской церкви, для посещения служб надо ехать в соседний город. Часто армянин живет в мегаполисе, где есть армянская церковь, но ему нужно затратить полтора часа на дорогу в один конец. Рядом, в двух шагах от его дома, есть церковь господствующей конфессии, например, православная. В условиях нынешних перегрузок, когда у человека остается так мало времени на личную жизнь, зачем ему добираться до армянской церкви, если как христианин он может получить все то же самое у себя под боком.

о. Месроп Арамян: Представления о том, что в действительности нет большой разницы и, в конце концов, все Церкви говорят об одном и том же, мягко говоря, далеки от истины. В действительности Армянская Апостольская Церковь имеет серьезные основания утверждать, что сохранила особую верность апостольской традиции. Каждая Церковь взяла себе особое имя, Армянская называет себя Апостольской. На самом деле название каждой из Церквей гораздо длиннее, чем просто Католическая, Православная, Апостольская. Наша Церковь называется Армянская Апостольская Православная Святая Церковь (Православная – в смысле истинности веры. - Прим. ред.). Посмотрите, сколько определений, но мы чаще всего употребляем одно, самое близкое и родное нам и самое характерное.

Веками нашей Церкви приходилось отстаивать чистоту догматов веры. Это не было борьбой ради неких прихотей, деятели того времени не руководствовались такими принципами. Верность своей духовной традиции была для них экзистенциальной основой, и они готовы были принять мученичество во имя этой верности. То же самое произошло и во время Геноцида, когда люди смерть предпочитали отречению от веры.

У сегодняшнего человека иная, конформистская психология, основанная на стремлении к удовольствиям. Она сильно изменила суть человека - ради жизненных удобств он часто может достаточно серьезно пожертвовать истиной, тогда как раньше во имя истины люди могли отдать саму жизнь.

В 451 году не только Армянская Церковь, но и другие Восточные Православные Церкви - Коптская, Сирийская, Эфиопская - не приняли решения Халкидонского собора, имея на то существенные догматические причины. Были серьезные основания для опасений, что Халкидон восстанавливает подвергнутое осуждению на Третьем Вселенском Эфесеком Соборе - в первую очередь ересь Нестория.

У халкидонских Церквей есть характерная черта признавать только историю собственной Церкви, не признавать, что своя история есть и у других Церквей. Мы веками боролись против этого и вынуждены были хорошо изучить также и их историю. В их собственном изложении замалчиваются многие обстоятельства - например, факт приглашения еретика Нестория на Халкидонский собор лично императором Маркианом. Несторий умер по пути на собор, но, умирая, воздел руки к небу и возблагодарил Господа в ожидании скорой победы своих взглядов. Несторий должен был занять на заседаниях собора самое почетное место, в его отсутствие такие места заняли его сторонники, и ни одного слова критики в адрес несторианства на соборе не прозвучало. Это дает серьезные основания для догматических сомнений по поводу соборных постановлений.
Во время Халкидонского собора армянский народ в духовном смысле остался без предводителей, поскольку большая часть высшего духовенства была арестована и сослана в Персию после Аварайрской битвы. Более того, во время этой первой в истории человечества войны за христианскую веру наши братья-христиане, правители Византийской империи, пришли к согласию с персами и оставили армянский народ в полном одиночестве.

И все же главная причина разногласий в том, что армяне предпочли остаться верными богословской традиции александрийской школы, основанной великим подвигом в первую очередь Свв. Афанасия Великого и Кирилла Александрийского. Только после смерти последнего удалось провести в жизнь решения, принятые Халкидонским собором. Все это является очень глубоким основанием для сомнения в истинности духа и намерениях организаторов собора. Собором руководили не священнослужители, асам император Марки ан и императрица Пульхерия. Любой протест против имперской версии жестоко подавлялся. Надо признать, что Халкидон лишь подтвердил уже существующие богословские противоречия между александрийской и антиохийской школами. Эти расхождения имели корни в разных духовно-культурных пластах, они возникли в результате столкновения целостного религиозного созерцания Востока и дифференциального эллинистического мышления, единства и дуализма исповедания Спасителя, конкретного и обобщенного восприятия человеческой реальности Христа.

Армяне остались верными постановлениям трех Вселенских Соборов, которые без искажений определили веру, идущую из апостольского периода. Хотелось бы подчеркнуть еще одно важное обстоятельство: в своей истории армяне на практике проявляли духовную близость этому периоду. Мы не имели империи, даже не имели времени на передышку, вынужденные постоянно вести борьбу за существование. Мы не пытались приспособить христологию к имперским амбициям, к служению империи. Христианство было для нас главным, ради него мы готовы были отдать то, что имели - таким имуществом главным образом была жизнь. В итоге сложился народ, который веками претерпевал невиданное мученичество за веру. Христианство было для нас не философией, не идеологическим инструментом, но экзистенциальной сущностью - тем, за что мы готовы были отдать жизнь. Именно этот дух был характерен для апостольского периода - мученическую смерть принимали как апостолы, так и их последователи, позднее канонизированные в качестве святых.

Мы никогда не соглашались с тем, что правильно как наше богословие, так и другие. Прочтите наших Свв. отцов - Григора Татеваци, Ованнеса Саркавага, Вардана Аревелци и др. - они очень твердо стояли на истинности исключительно догматов ААЦ. Мы считаем, что истина православной веры сохранена нерушимо именно Армянской Апостольской Церковью. И в некотором смысле считаем, что на нас возложена определенная миссия - сохранить для человечества очень важную вещь, наше особое свидетельство о вере. Поэтому нужно понимать: даже если ты находишься далеко от армянской церкви, даже если до церкви трудно добираться, духовная связь с ААЦ, ее учением, ее отеческим наследием чрезвычайно важна. Этого ты не найдешь больше нигде.
Ходить в церковь в первую очередь означает участвовать в евхаристической жизни - то есть периодически причащаться к Животворящему Телу и Крови Христа. И к этому великому таинству надо приближаться с благоговением, молитвенной подготовкой и искренним исповеданием своих грехов. Иначе мы физически войдем в храм, но в духовном смысле не будем там.

Что касается церквей, с которыми, к сожалению, мы не имеем евхаристического общения, надо брать у них все лучшее. Хорошего там много, особенно в русской духовной литературе, в удивительных свидетельствах духовной жизни. С русским народом у нас особая духовная близость. Мы постоянно молимся для восстановления евхаристического единства Церкви Христа.
Но пока этого не произошло, каждый должен быть в своей духовной реальности. Это не означает, что мы запрещаем нашим верующим ходить в русско-православные храмы. Слава Богу, нам не присущ такой фанатизм. Можно войти, поставить свечку, помолиться. Но во время воскресной литургии надо быть в своей Церкви.

К. А.: В нашем журнале уже обсуждалась важная тема, хотелось бы услышать и Ваше мнение. Правильно ли называть ААЦ «православной», говоря о ней на русском языке? Дело в том, что слово uhapar, которое присутствует в самоназвании нашей Церкви, переводится буквально как «православная» и точно характеризует ААЦ и ее учение. Но в России в это слово вкладывается другой смысл, здесь так именуются Русская Церковь и родственные ей Церкви с иной, чем ААЦ, догматикой. Правильно переводя uhapar как «православная», мы тем самым фактически способствуем путанице представлений в армянской диаспоре. Подавляющее большинство армян в России поймут это так, что между ААЦ и РПЦ нет никаких различий, кроме того, что в одной Церкви службы ведутся на древнеармянском языке, а в другой - на старославянском. Результат может быть двояким. Либо неожиданно для себя они услышат от православного священника, что армяне - еретики-монофизиты и должны перекрещиваться. Либо они привыкают посещать ближайшую православную церковь, теряя потребность в армянской церкви, что ускоряет процесс ассимиляции.

о. Месроп Арамян: Да, путаница есть. Иногда возникает спор, когда армяне сами могут доказывать, что они не православные. Это создает абсурдную ситуацию – человек фактически сам утверждает, что его вера не истинна. Православные в России не считают армян православными. То же самое отражено в нашей богословской традиции - мы признаем православие только пяти восточных церквей - нашей, Коптской, Эфиопской, Сирийской, Индийско-Малабарской. Халкидонские Церкви, с точки зрения вероучения ААЦ, не считаются православными. В нашей богословской литературе они именуются просто Греческая Церковь, Римская Церковь, Русская Церковь и Т.п. Правда, и нашу Церковь мы можем тоже коротко называть Армянской.

Здесь встает вопрос, как человеку сохранить себя в диаспоре. Прежде чем иметь какое-то отношение к чужому, ты должен знать свое - в противном случае ничего хорошего не получится. Ты должен четко знать, почему ты православный (uhapar), как армяне остались верными апостольской традиции, должен знать историю своей Церкви. Например, тебя называют монофизитом - нелепое определение. Если православного в России назвать в ответ дуофизитом, он оскорбится. Так же и мы должны оскорбляться, когда нас называют монофизитами, то есть еретиками - сектантами.

Мне рассказывали, как кто-то из Эчмиадзина поехал учиться в Духовную академию в Загорске и когда преподаватель стал рассказывать, что армяне еретики, монофизиты-евтихиане, он поднял руку, попросил слова и сказал, что наша Армянская Церковь еще в древности предала Евтихия анафеме. Преподаватель бьл изумлен – ведь их богословская литература полна самых разных нелепостей об армянах. В течение веков они сами говорили и сами себя слушали. В русской церковной действительности, к сожалению, еще властвуют клеветнические измышления, унаследованные чуть ли не с пятого века. Чтобы судить о Восточных Православных Церквях, надо для начала знать их языки. Восточные люди всегда знали несколько языков и понимали, что говорит грек, что говорит католик, в позднейшее время - что говорит русский. А вот русские очень мало знали и знают о традициях Восточных Православных Церквей, в этой ситуации в их богословской литературе любая клевета постепенно превращалась в норму.
На самом деле Армянская Апостольская Церковь, конечно же, не имеет ничего общего с монофизитством. Даже в том смысле, в каком русские понимают православие, мы тоже не имеем никакого отношения к ересям, потому что не подпадаем ни под какое определение, мы для них просто неизвестный исповедальный субъект. К 1700-летию принятия Арменией христианства я подготовил «Расширенное изложение армянского вероисповедания». В основном оно посвящено христологии - от себя я не писал ничего, все было изложено по принципу сопоставления точных изречений отцов нашей Церкви. Я поместил эту работу на сайте радиостанции «Вэм», послал многим священнослужителям, в том числе в Россию, попросив указать, где именно можно обнаружить ересь нашего исповедания. И до сих пор не получил ни одного указания на ересь. Я составлял этот текст именно для того, чтобы они прочитали и устыдились. Ведь очень часто русский священнослужитель, который обвиняет нашу Церковь в монофизитской ереси, совершенно не имеет понятия об исповедании ААЦ, а порой не может полноценно раскрыть и свое исповедание.

Существует правило - когда нет знания, ты скатываешься к фанатизму. Духовным фанатизмом хочешь скрыть свое незнание. И этот фанатизм очень присущ Церкви в России. Там достаточно много просвещенных людей, однако русская церковная среда не открыта к пониманию других, и я вижу здесь в первую очередь недостаток любви. Знаете, сколько я наслышался этих слов в их монастырях: «еретики-армяне», «монофизиты». Своими оскорблениями моей нации, моего прошлого, моей истории они вынудили меня сразу по приезду в Армению отправиться в Матенадаран, чтобы изучать наше наследие. И чем больше я изучал это наследие, тем больше гордился тем, что я сын этого народа, сохранившего столь чистой и непорочной апостольскую веру.

Конечно, Церкви имеют свое официальное название, и в официальных взаимоотношениях мы их называем так, как они сами себя именуют. Но, сознавая все различия между нами и православными-халкидонитами, нельзя уклоняться от утверждений о том, что у нас православная, иначе говоря, правильная, истинная вера. Просто нужно отдавать себе отчет в различиях между нашим пониманием православия и его пониманием греками, русскими и Т.д. По поводу этих различий сегодня ведется серьезный диалог - в конце концов, мы живем в ХХI веке и можем обсуждать любые вопросы. Уже и там появляются люди, которые осознают, что без изучения первоисточников нельзя судить о богословии другой Церкви. Здесь мысами имеем достаточно большие пробелы, нужно было самим подготовить на русский язык переводы наших богословских текстов. Это наша доля вины в существовании и процветании давней клеветы. Существуют монументальные труды, ознакомившись с ними, многие пересмотрят свои представления об Армянской Апостольской Церкви. Но мы до сих пор не смогли достойно преподнести другим свое достояние. Сегодня для этого достаточно возможностей. Тем более что у нас есть много друзей и сочувствующих во всех странах, среди всех народов.

«Труд духовный» - полная версия интервью отца Месропа Арамяна журналу «Анив»