Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Армяне в Страсбурге

Дата: 22.01.2009

Страсбург. Город, название которого не раз можно услышать по телевизору, ассоциируется у обывателя с новостями в основном политическими: про Совет Европы, Страсбургский суд, Парламентскую Ассамблею. Тем не менее, как бы оно странным не показалось, город этот, находящийся на краю Франции у пределов Германии, на самом деле, кроме как из-за появившихся тут европейских институтов, особой значимости не имел, а название его переводится просто: «город на дороге».

В данной же статье речь пойдет не собственно о Страсбурге как таковом, а о замеченном в нем армянском элементе. Справедливости ради, хотелось бы отметить, что армян, проживающих в столице Эльзаса, едва ли можно назвать «армянской общиной Страсбурга» по той простой причине, что основная волна эмиграции в этот город приходится на постсоветский период, в отличие от армянских общин в иных французских городах, таких как Марсель, Лион, Гренобль, да и собственно Париж с его окрестностями.

Как уже говорилось выше, Страсбург – город некоторых важных европейских институтов, включая общеевропейскую организацию — Совет Европы, членом которой, как известно, является и Республика Армения. Здесь, неподалеку от основного здания Совета, называемого Дворцом Европы, расквартировано постоянное представительство Республики Армения при Совете Европы.

Помимо своей основной деятельности, Постпредство Армении является организатором различных армянских культурных мероприятий, благодаря чему местные армяне имеют возможность прикоснуться к родному, а иные – познакомиться с армянской культурой. За время членства Армении в СЕ таких мероприятий было немало. Это и выступление известной армянской пианистки Светланы Навасардян, различные экспозиции картин армянских художников, выступление армянских хоров, выставка старинных армянских книг, знакомство страсбургского зрителя с армянским кинематографом и многое другое.

Однако постпредство – не единственный «субъект», организующий те или иные армянские мероприятия. Есть в Страсбурге магазин, продуктовый магазин, под названием «ARMENIA 2000». В нем, как и водится, продаются различные товары потребления, как привозимые из самой Армении, некоторых бывших советских республик, так и те, что производятся в приграничной Германии нашими соотечественниками (в широком смысле этого слова), и имеющие тот характерный внешний вид (сгущенка, консервы, соленья и прочее), который не увидишь в обычных французских магазинах, и который многим из нас запомнился из нашего светлого прошлого.

Однако Хачатур Мурадян – хозяин магазина – не ограничивается своей мелкой коммерческой деятельностью. Здесь многие его знают не только как «армянина-владельца продуктового магазина», но и как видного и активного представителя живущих в регионе армян, который всячески пытается придать массе своих соотечественников какой-то «общинообразующий» характер. Хачатур имеет близкие отношения не только с Постпредством Армении при Совете Европы, активно содействуя ему в организации (а нередко выступая и инициатором) мероприятий, но и тесные связи с руководителями местной администрации города.

Из года в год, каждое 24 апреля Хачатур является непрестанным организатором проведения дня поминовения невинных жертв геноцида. В этот день при участии не только местных армян, но и различных представителей общественности, возлагаются венки к памятнику погибших в войнах, так как, к сожалению, памятника жертвам геноцида в Страсбурге нет, как нет и хачкара и армянской церкви, из-за чего молебен проводится в одной из местных католических церквей.

Однако мероприятия мероприятиями, а в Страсбурге у армян имеется одна важная проблема – не ассимилироваться. Благодаря Хачатуру, который лично договаривается с приходскими священниками различных местных церквей, проводятся армянские богослужения (патараки) в важные религиозные праздники. Городу явно не хватает армянской церкви – своего маленького центра, и для Хачатура эта проблема не нова.

Дело в том, что у Хачатура давно имеются на руках полученные им от местной власти, с которой он в прекрасных отношениях, почти все разрешения на строительство армянского храма: и участок земли в черте города выделен под строительство, и проект самого здания церкви имеется. Не хватает одного документа – подробного плана финансирования всех стадий строительства: муниципальные власти хотят быть уверенными, что строительство храма не превратится в долгострой по причине истощения средств на какой-то из стадий его строительства. У Хачатура таких денег нет, а решение проблемы так и пребывает в подвешенном состоянии уже который год – до тех пор, пока те или иные представители армянской общественности не осознают важность наличия армянского храма в этом провинциальном, но важном городке.

Остается надеяться, что данный вопрос рано или поздно разрешится, храм армянский будет-таки построен, и что, коль скоро судьба занесла представителей нашего народа и в этот городок, со временем и здесь образуется полноценная община, которая будет качественно крепнуть, завоевывая авторитет у местных жителей, так же как в свое время завоевали уважение армяне в Марселе, Лионе, Гренобле, да и собственно Париже с его окрестностями.

Давид Мирзоян, СИВАМ