Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

О состоянии армянской диаспоры

Дата: 08.11.2014

Армянские общины по всему миру находятся в серьезном политическом и моральном кризисе. За последние пять лет даже армянскому лобби в Америке не удалось преобразовать свои институты и приспособить их под современные международные вызовы. Основная причина кризиса кроется в фундаментальном аспекте объектности диаспоры. К сожалению, как исследователю лоббизма, мне приходится констатировать факт отсутствия армянской диаспоры как субъекта. Это произошло по причине конкуренции внутри самих общин, где создаются десятки организаций, лидеры которых предпочитают действовать отдельно друг от друга.

Это мышление губительное и отрицательно сказывается на решении задач общенационального характера. Единой элиты у армянской диаспоры нет и быть не может ввиду специфичного менталитета народа и его отношении к феномену политического лидерства. Изучая источники, чаще сталкиваюсь с тем, что лидеры организаций Диаспоры говорят: "Мы сильнее турков и азербайджанцев". Безусловно, сильнее. Турецких и азербайджанских диаспор попросту нет, да и Турция и Азербайджан не столь остро нуждаются в них, сколько Армения. Для Армении и Арцаха, Диаспора - важнейший политико-экономический фактор, для Анкары и Баку - не более, чем соотечественники, уехавшие в другие страны.

Необходимо сравнивать с израильской, ирландской, кубинской и другими диаспорами. И вопрос даже не в том, что Армянский Национальный Комитет Америки имеет вторую по влиянию в Конгрессе рабочую группу. Этот результат достигнут в 1991-2003 гг. Стратегия соответствовала духу времени и учитывала геополитическую конфигурацию. Сегодня же нет движений вперед, нет сменяемости лидеров и пересмотра целей и задач. Итог - максимум разговоров о ковре армянских сирот в период политического кризиса между Турцией и США. Неужели это максимум влиятельного лобби? Сегодня национальные интересы Америки идут в ногу с требованиями диаспоры, но нет соответствующей реакции.

Этнические кубинцы за последние 20 лет сумели стать частью американской политической элиты. Так, американцы кубинского происхождения Марко Рубио и Тед Круз -сенаторы, претендующие на пост президента США в 2016 году. Армяне же, имея более влиятельные связи и финансовые ресурсы, обращают внимание на незначительные вопросы и собственный пиар. Именно к такому выводу можно придти, когда Питер Кутуджян проигрывает выборы в Конгресс от штата Массачусетс. Примечательно, что больше всего голосов он набрал в Округах с не армянским населением, а меньше всего в Уотертауне и Мидлсексе, где компактно проживают армяне. Влияет и фактор снижения влияния классической диаспоры на фоне усиления современной (иммигранты из Армении, 1989-2014). Современная и срединная диаспоры (иммигранты с Ближнего Востока 1975-1979) заняты борьбой за сферы влияния, в том время как классическая практически выключилась из системы, предпочитая работать исключительно во благо Америки.

Если раньше, в диаспоре шли совещания, после которых принималось решение, что один армянин выставляет свою кандидатуру на пост мэра города Глендейл (Калифорния). Результат - армяне многократно побеждали по два срока подряд. С 2006 года по 5-7 армян выставляю свои кандидатуры, отбирают друг у друга голоса и в итоге побеждает мексиканец, кубинец или еврей. В свое время, Керк Керкорян собрал в своем офисе лидеров диаспоры и сказал, что будет поддерживать деньгами лишь при условии, что они будут действовать единым фронтом. С 2012 года он закрыл множества своих фондов, как для Армении, так и Диаспоры.

В кризисном положении находятся также французские и ливанские армянские общие. Кланы в постсоветских странах и вовсе находятся на стадии полнейшего разрушения и ассимиляции (это целенаправленно делается на всех уровнях). Но, ради справедливости отмечу, что это справедливый итог потери морально-нравственных ориентиров и полного отсутствия мышления в качестве субъекта. По теоретической части данного вопроса, есть прекрасная работа американского профессора Сэванте Корнелла. Таким образом, на высоком уровне действуют лишь диаспоры в Аргентине и Уругвае..Но, к сожалению, это не те страны, что задают тон на международной арене.

Арег Галстян