Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Арег Галстян: «Сирийские события показали одну простую истину – армянин может быть в безопасности лишь в армянском государстве»

Дата: 30.03.2014

Интервью с экспертом Института Ближнего Востока Арегом Галстяном. Различные СМИ подтверждают информацию о том, что Турция напрямую участвует в операциях по зачистке сирийского города Кесаб от армян. Почему молчит международное сообщество?

- А какой реакции Вы ожидали? Давайте ответим на другой вопрос – кто поддерживает и финансирует эти эскадроны смерти? Саудовская Аравия и Катар, которые вложили в операцию по свержению алавитского режима миллиарды долларов и наивно полагать, что они отступят. Вспомните лозунг исламистов относительно Сирии: «Алавитов в могилу, христиан в Ливан». Что касается международного сообщества, то его молчание – логично. США и большая часть стран Европы выступают за свержение правительства Башара Асада. Но при этом никто из «Западного мира» не хочет направлять туда свои войска и тем более выделять столь огромные финансовые средства. В мае 2013 года комитет по международным делам Конгресса запретил оказывать военную поддержку повстанцам, после получения данных о том, что Аль-Каида начинает играть роль первой скрипки. Аналогичное решение было принято Британским парламентом. Саудовская Аравия согласилась продолжить финансирование этих групп на том условии, что «Запад» закроет глаза на действия боевиков из групп Джабахт ан-Нусры и «Исламского государства в Ираке и Леванте» в Сирии. Поэтому международному сообществу легче не замечать террористов и этнические чистки, чем направлять туда войска и финансы. Все прагматично, это политика, не более.

- Вы хотите сказать, что США, которые более двадцати лет ведут войну против террористов, сейчас поддерживают их деятельность в Сирии?

- В какой-то степени. В 2005 году в США была основана Американо-Сирийская коалиция, лидеры которой сегодня и составляют те элиты, которые руководят Национальной Сирийской Коалицией. Главным лоббистом этой организации был сенатор Барак Обама, который сегодня является президентом. О связах Обамы с «саудовским лобби» я написал более подробно в своей статье «Серые Кардиналы» в сирийской игре». Существует две версии относительно включения Аль-Каиды в сирийскую игру. Первая версия говорит о том, что США до момента перехвата складов с американским оружием в Ливии, не имели сведений о наличии Аль-Каиды в Сирии. Но, после того, как появились эти террористические группы, США «умыли» руки, оставив весь груз военного и финансового обеспечения на Саудовской Аравии и Катаре. При этом Вашингтон стал неким лоббистом, который поддерживает НСК на международной арене дипломатическими средствами, официально осуждая действия Аль-Каиды, но де-факто ничего не предпринимая. Другая версия гласит о том, что после ряда военных неудач повстанцев, Вашингтон попросил Саудовскую Аравию привлечь элитные отряды Аль-Каиды, что и было впоследствии сделано. В любом случае, у США богатый опыт привлечения различных радикальных сил в решении тех или иных геополитических вопросов. Но важно понимать, что Белый Дом делает ставку на радикалов с прагматичным расчетом: радикалы не задают вопросов, не ведут переговоров и не знают жалости. Достаточно вспомнить скандал, связанный с финансированием США никарагуанских эскадронов смерти, более известных, как группа «Контрас». Опять же повторяюсь – это политика, не нужно задаваться вопросами морали. Нет вечных врагов и вечных друзей, но есть вечные интересы.

- Какие цели преследует Турция? Имеет ли место новый акт Геноцида против армянского народа в Кесабе?

- Начну с последнего. Кесаб – лишь один из сотен эпизодов. Геноцид армян после 1923 года не закончился, он был продолжен в Сумгаите, Мараге и Баку. Каждодневное систематическое уничтожение в Турции памятников армянского исторического и культурного наследия – это не продолжение Геноцида? Геноцид идет каждый день, каждый разрушенный памятник, каждый убитый правозащитник, каждая взорванная церковь. С самого начала гражданской войны в Сирии, террористы, проходящие подготовку в Иордании и Турции, уничтожали христианские поселения с особой жестокостью. Удары по армянским общинам были нанесены в Хомсе, Алеппо, Кесабе. Турция — один из самых активных игроков в сирийской игре, так было задумано в силу объективных и субъективных политических причин. Граница, историческая связь и, что особо важно для Турции – армянские и курдские диаспоры. Не будем забывать, что Анкара яростнее всех призывала США нанести удар по Сирии, понимая, что победа Асада – это автоматическое создание Сирийского Курдистана, боевики которого подчиняются лидеру иракских курдов – Масуду Барзани. Для Турции два Курдистана под боком — это страшный сон, ибо вопрос Турецкого Курдистана и соответственно дальнейших требований с армянской стороны будет лишь вопросом времени. Для террористов Аль-Каиды абсолютно безразлично кого нужно уничтожать – армян, курдов или шиитов, Турция этим пользуется. И сегодня можно с уверенностью сказать, что прежней Сирии уже не будет, история показала, что ни Британская Империя, ни СССР, ни США не смогли сломить сопротивления радикальных фанатиков. Таким образом, мы наблюдаем закат армянской общины в Сирии, после которого может последовать и последний ее очаг на Ближнем Востоке — Ливан.

- Как Вы оценивайте реакцию Армении и Диаспоры на происходящие события?

- Армения весьма ограничена в своих политических ресурсах, чтобы кардинально повлиять на ситуацию. Я считаю, что Ереван, прежде всего, должен отозвать подписи из-под Цюрихских протоколов, хотя бы по моральным соображениям. Придется столкнуться с давлением со стороны США и России, но необходимо эту политическую волю найти и пойти на этот шаг. В свое время израильский премьер Нетаньяху в аналогичной ситуации, находясь под международным прессингом, все же сделал выбор в пользу своей страны и народа. Второе – создать условия для репатриации сирийских армян на Родину. Сирийские события в принципе показали одну простую истину – армянин может быть в безопасности лишь в армянском государстве, границы которого находятся под контролем армянской армии. Реакция Диаспоры – безобразная и безответственная. Я не понимаю, как можно после стольких человеческих жертв выступать с заявлениями о необходимости сохранения общины. Легко лидерам Диаспоры говорить о важности сохранения сирийско-армянской общины, находясь во Франции, США, Канаде и т.д. Прежде всего, необходимо думать о жизни людей, каждый армянин – это ценность, его жизнь превыше всего. Надо отдавать себе отчет в том, что происходит в реальности и осознавать свои возможности. Абсолютно безграмотная политика Диаспоры привела к тому, что мы имеем в Кесабе. Еще после событий в Алеппо стало ясно, что дальнейшее наступление террористов – это вопрос времени! Почему не были предприняты превентивные меры? Я Вам скажу. Потому что ближневосточные общины были заняты разделом депутатских портфелей в Ливанском парламенте. АРФД, Рамгавар и Гначк разделились, расформировали единый армянский блок – одни вошли в коалицию фракции «14 марта», другие «8 марта». В США армянская Диаспора находится в кризисе. Из 110 конгрессменов, состоящих в группе по армянским делам Конгресса, лишь 3 выступили с заявлениями. Сегодня лобби в настолько кризисном состоянии, что нет возможности пролоббировать созыв профильного комитета в Конгрессе для принятия соответствующих политических решений. Ограничились письмом Адама Шиффа и Френка Пэллоуна. О европейских общинах и говорить не стоит, армяне Франции не сумели даже добиться встречи с президентом Олландом, который игнорирует диаспору уже более 6 месяцев. Странно, что сирийский урок ничему не научил Диаспору. Идет подготовка к 2015 году (100-летие Геноцида), но какой в ней смысл, если Турция уже сейчас добилась нужного для себя результата. Принятие еврочиновниками, американскими конгрессменами и российскими депутатами бумажек с «сожалениями» восполнят те человеческие и культурно-исторические потери, которые растут в геометрической прогрессии? Пусть каждый сам для себя ответит на этот вопрос.

ИЦ «Еркрамас»