Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

История о том, как за три сребренника правительство, продав честь и совесть, опозорило свой народ

Дата: 04.09.2012

Недавно 2 сентября 2012 в эстоноязычной Дельфи появилась тенденциозная статья Индрека Мелтсаса об армяно-азербайджанско-венгерском конфликте, в котором автор пытается обяснить, что же произошло. Вслед за ней, 03 сентября вышла статья Хейки Сууркаск в «Ээсти Пяэвалехт», написанная в том же духе. Переведя стрелки с больной головы на здоровую, игнорируя доводы судебного процесса, авторы вводят читателей в заблуждение. Распространяя разные домыслы и слухи, они пытаются найти какие-то мотивы для оправдания убийства. Мне трудно сказать, что это такое - социальный заказ, глупость, очередной цинизм или проявление некомпетентности.

Для меня Венгрия была и остатся одним из уважаемых государств, в котором исторически проживают многие народы, в том числе тысячи армян. Когда в 1998 году я был там в составе эстонской делегации, то увидел, что национальные меньшинства там считаются субъектами государства, а не объектами интеграции, как у нас.  Для них выделено 13 мест в парламенте. Нашу группу принимало гостеприимное армянское национальное самоуправление Венгрии. Мы узнали, что в сложные для венгерского народа периоды истории многие из венгерских армян рисковали своей жизнью в борьбе за свободу Венгрии. Среди 13 героев освободительной войны, повешенных австрийцами, двое были этническими армянами. Конечно, то, что произошло в Венгрии 31 августа 2012 года, перевернуло мое отношение к правительству этой страны, но не к венгерскому народу.

История скандала, которая вызвала глубокую озабоченность даже у президента США Барака Обамы, такова:  с 11 января 2004 года 26-летний лейтенант армянской армии  Гурген Маркарян участвовал в трёхмесячных англоязычных курсах программы НАТО «Партнерство во имя мира», который проходил в Будапеште. Ранним утром 19 февраля 2004 года азербайджанский офицер Рамиль Сафаров, также проходивший эти курсы, нанёс 16 ударов топором по лицу спящего армянского офицера и зарубил его насмерть. Затем попытался сделать то же самое с другим армянским курсантом, но у него это не получилось, так как тот спал в комнате с закрытой дверью и был не один. Венгерская полиция была шокирована жестокостью и зверством содеянного преступления.  Г. Маркарян был убит ночью без всяких причин, лишь только за то, что он был армянином.

Суд над Рамилем Сафаровым проходил в Венгрии. Защита Сафарова мотивировала его действия событиями карабахского конфликта. Однако проведенная судом медэкспертиза признала его вменяемым, а доводы неубедительными. 13 апреля 2006 года  Р. Сафаров был осужден на пожизненное лишение свободы без права на амнистию в течение 30 лет. Судья объяснил своё решение особой жестокостью преступления Сафарова и тем, что тот не раскаялся в своих действиях. Защитники Сафарова обжаловали решение суда в апелляционном суде, но 22 февраля 2007 года апелляционный суд Венгрии оставил в силе приговор суда первой инстанции.

Азербайджанские власти все эти годы не оставляли попыток освободить убийцу, называя его «героем». Венгерская сторона твердо придерживалась мнения, что преступления подобного типа имеют крайне серьезные ограничения и преступник не подлежит экстрадиции.

В последние годы в Венгрии заметно активизировались право-националистические силы, то том числе, партия Йоббик, которая взяла на вооружение туранскую идею и стала доказывать, что венгры – это не финно-угры, а потомки тюрков-кочевников, что они издревле противостояли другим европейским народам. В стремлении приобрести новые инвестиции правительство активно пошло на сближение с Турцией и Азербайджаном.

В 2009 году в Баку было открыто посольство Венгрии. Интенсифицировались культурные и торговые связи. В ноябре 2011 года Азербайджан посетил с официальным визитом тогдашний президент Венгрии Пал Шмитт. В 2012 году Баку дважды посетил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. 2 августа 2012 года в Reuters прошла информация о подготовке Венгрией краткосрочного займа у Азербайджана на основе государственных облигаций в размере 2-3 млрд. евро.

Лидеры демократической оппозиции считают, что это и есть фактическая плата за освобождение Р. Сафарова. В пятницу 31 августа того же года Р. Сафаров был экстрадирован в Азербайджан. Как только он вернулся на родину, сразу же был помилован президентом Ильхамом Алиевым. Из материалов прессы известно, что ему было присвоено звание майора, подарен дом и выдана зарплата за 8 лет отсидки в венгерской тюрьме. Получается, что он выполнил особый заказ правительства, раз его наградили как человека «прославившего» свою родину. Интересно, можно ли сегодня найти на Кавказе еще такое место, где национальным героем может быть признан мужчина, зарубивший спящего человека?

Все это стало настоящей пощечиной для всех тех, кто верил в справедливость правосудия. Венгерский и армянский народы оказались в шоке от этой наглой выходки. Пойдя на эту сделку, венгерские власти фактически, за «три сребренника» продали свою честь и совесть и подставили венгерский народ. Пресс-служба правительства пытается доказать, что все было сделано исключительно на платформе Европейской конвенции, подписанной в 1983 году в Страсбурге, по которой заключенный может обратиться с просьбой, чтобы отбывать наказание в своей стране, и что Венгрия к этому обращению отнеслась с согласием, а любые другие факторы не играли никакой роли в этом вопросе. Однако это неуклюжее  объяснение не выдерживает критики.

Во-первых, начиная с 1983 года и до сих пор в вопросе экстрадиции убийц Венгрия ни разу не возвращала преступников на родину.

Во-вторых, азербайджанская сторона дала обещания венгерской, что она гарантирует прохождение наказания осужденного, отбывающего пожизненное заключение. Хотя еще до экстрадиции, как власти Армении, так и более 80 общественных организаций, обратились к венгерским властям и к правосудию о недопустимости экстрадиции, поскольку знали, чего стоят эти фальшивые обещания и, чем они всегда кончались на протяжении истории.

В-третьих, эта история с экстрадицией и вокруг нее показывает, что вся система европейских гуманистических ценностей, к которым часто апеллируют европейские политики, на практике оказываются пустым пшиком.

В-четвертых, правительство Венгрии (вопреки многочисленным предупреждениям) выдав Сафарова Азербайджану, фактически выдала индульгенцию на насилие в отношении Армении и армян.

В–пятых,  этот скандал нанес смертельный удар по мирному урегулированию Карабахской проблемы. Поскольку в такой обстановке, когда убийца спящего человека признается в Азербайджане национальным героем лишь на том основании, что жертвой был армянин, то какие могут быть гарантии для Карабаха или любого армянина в составе Азербайджана? «Пусть наступит день, когда в Карабахе начнутся военные действия... . Азербайджан способен с той же скоростью освободить Карабах от оккупации, с какой освободил Рамиля из тюрьмы», — уже обещает своим зрителям азербайджанское телевидение.

Возникает риторический вопрос, что сегодня дороже для европейских стран – нефть, геополитические интересы или право на жизнь простого человека?  Во всей этой гнусной истории поражает молчание «борцов» за демократию и права человека в странах Европейского союза. Непонятно также молчание НАТО и его Генерального секретаря Андерса фог Расмуссена, поскольку убийство произошло на курсах, организованных НАТО. Почему набрали в рот воды Совет Европы, Европарламент или ОБСЕ? Вопросов много, ответов нет!

Рафик Григорян