Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Гарик Оганджанян — человек года Витебска-2011

Дата: 28.02.2012

Гарик Оганджанян приехал в Витебск из Тбилиси 1992 году. Позже к нему перебрался брат Рудольф и вся семья. Через три года открылась сеть мастерских по ремонту обуви «Каблучок», а в 2006 году – кафе Melody. Именно в «Каблучке», а точнее на его чердаке, и расположен легендарный Beatles club («Чердачок»), сцена которого принимала музыкантов из Америки, Армении, Литвы, Испании, России и других стран. Кстати, Первым музыкальным каналом «Чердачок» признан лучшим андеграунд–клубом Беларуси.

– Гарик, вчера мне стало известно, что вы признаны Человеком года Витебска-2011 по результатам голосования читателей интернет-газеты «Народныя навіны Віцебска» в том числе и за организацию Битлз-фестиваля «Ob–la–ki, Ob–la–ka». Причем количество проголосовавших за вас людей составило 67% от общего числа. О чем это говорит: о том, что в Витебске нет других выдающихся людей или о том, что люди действительно оценили проводимые Вами мероприятия? Или и то и другое?

– Я был в Тбилиси, когда мне позвонили друзья и сказали: «Гарик, там идет голосование». Я сначала не поверил, несерьезно отнесся. А потом смотрю, действительно, все серьезно. На тот момент, в первый день, 70 с лишним процентов было за меня. И в итоге звание человека года дали мне. Почему? Наверное, действительно, фестиваль оказался важным событием в жизни города. Он тяжело шел, потому что мы затеяли все это не в лучший момент, я имею в виду экономическое состояние страны. Кроме всех тех проблем, что обычно бывают при организации такого мероприятия, добавились еще и финансовые, т.к. это очень дорого стоит. Было два варианта: останавливать все, либо урезать программу, что мы и сделали. Но анализируя фестиваль сейчас, я понимаю, что получилось оригинальное мероприятие с непередаваемой атмосферой. По-домашнему как-то. Конечно, программа должна была быть обширнее: 3 концерта, мюзикл, но из-за финансовых проблем пришлось все в срочном порядке урезать, отказать Дмитрию Диброву, который должен был быть ведущим, и многим артистам: из Нью-Йорка, Москвы и других городов. Остановились на том, чтобы показать хотя бы группу «Аквариум».

Что касается самого голосования, то с моей точки зрения, список кандидатур на это звание был составлен не совсем корректно. Взять хотя бы владелицу цирка (в Витебск приезжал российский цирк, организаторы обманули зрителей и показали совсем не то, что было заявлено в программе – прим. авт.). Я думаю, что нужно было включить в список голосования как минимум человек 7-8, не готов сказать, кого именно. Но тогда получилось бы не так скомкано.

А что до звания «человек года», то, объективно говоря, такое событие, как концерт «Аквариума» было очень важным для города. На каком-то сайте прочитал, что этот концерт был по значимости сравним разве что с проводимым в витебском амфитеатре концертом группы «Кино» в 1987-м. Кстати «Аквариум» мы пригласили не случайно, для нас самих этот концерт был праздником, Гребенщикова мы любим с детства, ну и главное – это то, что он является большим поклонником «The Beatles». В общем, получили двойное удовольствие. Мне кажется, самым большим героизмом было то, что мы не отказались от проведения фестиваля. Как сказал Гребенщиков на конференции в «Чердачке»: «Минск отказался делать концерт из-за кризиса, а Витебск нет». Это нам дополнительный балл.

– Как у человека 2011 года, какие у вас глобальные планы на 2012 год? Какие планы относительно фестиваля «Ob–la–ki, Ob–la–ka», пройдет ли он в этом году и станет ли традиционным? Выдержит ли Витебск два музыкальных фестиваля?

– Начну с вопроса о фестивале: фестиваль действительно нужный, но в этом году мы его проводить, скорее всего, не будем, т.к. в прошлом ощутили, насколько все это сложно, особенно в финансовом плане. Во второй раз подойдем к вопросу организации более продуманно. Когда будем видеть, что ситуация более-менее стабильная для такого крупного мероприятия, тогда и будем планировать. Хотя, конечно, были разговоры о том, будет или нет фестиваль в этом году, многие просили сделать. Кстати, в первый раз мы поступили немного не правильно: провели фестиваль во время «Славянского базара», на мой взгляд нужно в сентябре проводить, с 1 по 15, когда еще тепло, люди приезжают из отпусков, с каникул возвращаются студенты.

– Банальный вопрос: почему именно Beatles? Какую современную музыку вы слушаете сейчас?

– Мы услышали Beatles в первый раз, когда еще были бобинные магнитофоны, благодаря нашему двоюродному брату. Это было в Тбилиси, двоюродный брат был еще студентом, а мы с Рудольфом в школе учились, в 3-4 классах. Вся эта музыка звучала дома и мы, естественно, ее слушали, и она нам не могла не понравиться, по сей день мы влюблены в нее и стараемся не только слушать сами, но и популяризировать среди молодежи, передавать дальше. Думаю, что это очень правильное, важное, ну и приятное занятие.

Из современной музыки я ничего специально не слушаю. Так получается, что на «Чердачке» бывает немало интересных молодых исполнителей, вот их и слушаю, когда они выступают. Я считаю, что хорошо понимаю музыку и могу отличить хорошее от плохого, для меня не важно, в каком жанре играет группа, в любом направлении можно выделить талантливую вещь и безвкусную.

– Теперь немного этнических вопросов. Знаю, что вы родом из Грузии и мы с вами даже из одного района Тбилиси. Что заставило вашу семью переехать в Беларусь и почему именно в Витебск? Сразу же задам параллельный вопрос, чем Витебск отличается от других городов Беларуси в данный момент?

– Переезд не был запланированным, в 1991 году я приехал в гости к своему другу-однокласснику, с которым учился в Тбилиси. Он учился в Тбилисском Военном училище, и его распределили в Витебск, в нашу дивизию. Я приехал к нему в гости после института, решил поработать немного, так как в Грузии в это время было тяжелое положение, периодически отсутствовал свет, газ, тепло. Со мной приехало несколько друзей. Мы начали с обувного дела, т.к. мой папа был обувщиком. Потом приехал Рудольф, брат. Еще позже –родители. Казалось, что мы в Беларуси временно. Но через какое-то время поняли, что уже здесь живем.

Насчет того, чем Витебск отличается от других городов Беларуси, скажу следующее. Из областных городов я не был в Бресте и Гродно, только в Могилеве и Гомеле, поэтому тяжело сказать объективно. Витебск мне кажется каким-то другим. Может, из-за того, что привык, и хвалишь его. Но, например, если сравнивать с Минском, то в Витебске мне больше нравится жить, я не могу почувствовать Минск настолько, чтобы захотеть туда переехать, хотя, конечно, там больше возможностей, можно в любой момент при желании посетить какое-нибудь культурное мероприятие, чего у нас не сделаешь. Могилев очень понравился, четно говоря, показался более развитым, чем Витебск.

– Были ли вы в Грузии или Армении после переезда в Беларусь? Следите ли за новостями с Родины?

– В Армении после переезда в Беларусь я не был, а в Грузии был где-то 8-9 лет назад и буквально месяц назад. Перемены там огромные. Очень мне понравился Тбилиси. Я ходил, как будто турист, хотя вырос в этом городе. Куда ни зайдешь, везде встречаешь вежливость, на любом языке спрашиваешь, на любом отвечают, включая русский, английский, грузинский. Когда я пролетал над ночным Тбилиси, подумал, что пролетаю над Парижем: все горит, все переливается.

За новостями слабо слежу, за Грузией больше, чем за Арменией, специально не сижу и не читаю новости, только если что-то интересное, знаменательные события какие-то. Отслеживаю больше общий фон.

– В интервью армянской газете «Миасин» вы уже говорили, что сами не смогли бы возглавить армянскую общину Витебска ввиду отсутствия времени по ряду объективных причин. Но ведь в городе хватает и других армян. В чем причина отсутствия организованной армянской общины Витебска? И есть ли необходимость ее создания? Если да, то какие шансы, что это произойдет?

– Мне кажется, должен быть человек, который возьмется за это. А если будет лидер, то и молодежь подтянется. Как я заметил, с большим удовольствием наша витебская молодежь собирается, устраивает вечера. И то, что это необходимо, конечно же, однозначно. Армяне должны поддерживать, не забывать свою культуру, не забывать, что хоть мы и приехали и живем здесь, мы все же гости. Нужен человек, я думаю, он найдется рано или поздно.

– Какой вам видится армянская община Беларуси – разобщенной, сплоченной? Что бы вы хотели и могли привнести в ее жизнь? Например, вы играете на музыкальных инструментах, знаете многих других музыкантов… Не хотели бы создать группу из армянских музыкантов? (Этот вопрос просила задать Нона Нерсесян).

– Интересный вопрос! На музыкальных инструментах немного играем и я, и Рудольф, мы можем даже иногда в «Чердачке» поиграть. В молодости у нас был опыт, когда еще в Тбилиси жили, несколько раз играли на армянских мероприятиях, именно армянские вещи. Но сейчас это сделать вряд ли сможем, давно это было.

Что я могу привнести в жизнь общины? Ответить сейчас вряд ли получится, но по возможности, если я чем-то могу быть полезен, с удовольствием помогу.

– Гарик, от лица армянской молодежи Витебска я могу сказать, что вы многое для нас сделали и делаете, в том числе, предоставили помещение для проведения армянского вечера 24-го февраля, и ребята это оценили, т.к. планируется приезд армянской молодежи из других городов: Гомеля, Бреста, Минска. Особое очарование вызывает осознание того факта, что вечер пройдет в легендарном клубе «Чердачок»!

– Да, это очень приятно, мы будем рады всех видеть здесь. Надеюсь, всем понравится!

– И последний вопрос, какие пожелания вы хотели бы передать армянам Беларуси? В особенности армянской молодежи?

– Пожелание такое: чтобы, живя на белорусской земле, старались делать такие поступки, организовывать такие события, которые бы показывали лучшие черты армянского характера. Но не худшие (улыбается). Чтобы белорусы нас знали с лучшей стороны, более интересной. Вот такие пожелания.

Левон ХАЛАТРЯН

Газета армян Республики Беларусь