Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

«Меценатство - блажь или система ценностей»

Дата: 30.08.2011

Представляем читателям аналитическую статью Вартана Геворковича Мушегяна, академика РАЕН, президента Союза Диаспор Российской Федерации, заместителя председателя армянской НКА г. Москвы, в которой автор рассматривает проблемы меценатства:

Обратиться к теме меценатства меня побудила недавняя история с известным меценатом армянского происхождения — Левоном Айрапетяном, который, по всей видимости, реагируя на бестактность чиновников и непонимание сути проблемы некоторыми общественными деятелями и экспертами, в одночасье прекратил финансирование всех взятых на себя проектов по реализации различных программ.


История эта широко освещалась и обсуждалась в СМИ и интернет сообществе, и мне бы не хотелось вновь возвращаться к ней.


Пожалуй, решение Л. Айрапетяна не тронуло бы меня (в наше время многие функции человеческой жизнедеятельности не всегда реализуются ответственно и компетентно), не знай я его лично как высоко порядочного, отзывчивого, ответственного и бесконечно доброго по своей натуре человека.


Л. Айрапетян более 20 лет занимается благотворительностью и сделал очень много полезного для России и Армении. Начиная от простой помощи нуждающимся, заканчивая большими меценатскими проектами по сохранению и развитию культурного наследия русского и армянского народов.


Так что же на самом деле повлияло на нетипичное для него решение? Обыкновенное проявление человеческой гордыни или глубокой обиды? Трудно объяснить...!


И все же очевидно, что есть обстоятельства, которые могут повлиять на деятельность такого корифея доброты и полезности каким является Левон Айрапетян. Готовы ли мы к пониманию истинного предназначения меценатства? Что это такое для человека, общества, государства? Откуда оно возникло и какие цели преследует?


Для наиболее целостного ответа на эти вопросы мне придется обратиться к историческим, энциклопедическим данным.


***
Определение термина восходит к I веку до н.э., к личности римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, известного покровителя выдающихся поэтов своего времени.  Имя, ставшее на века нарицательным, определяющим род деятельности людей покровительствующих науке, культуре, общественно значимым начинаниям и делам.


Меценатство — не блажь богатого человека, а осознанная деятельность успешного человека, являющаяся результатом его мировоззрения и устремлений содействующих сохранению и развитию национальных ценностей своего этноса, своего народа.


Меценатство это:
 важнейший механизм интегрирующий общественный креативный ресурс;
консолидированное внедрение общенационального капитала в будущее новых поколений;
система;без которой общество не может эффективно развиваться;


Альтруизм и бескорыстность — обязательные аспекты меценатства, хотя бы потому что области входящие в сферу его интересов не являются прибыльными. Более того, если даже продуктивность деятельности образует некую прибыль или дает иные дивиденды, то они не возвращаются к первоисточнику финансирования, а направляются на саморазвитие.


Меценатство покровительствует культуре и общественному развитию, уровень которых, как известно, влияет на экономическое и социальное развитие государства, на благосостояние наций.


Роль меценатства в жизни общества утвердилась в многовековой истории человечества и не потеряла своего неизменно актуального значения и в современной жизни.
Возникает вопрос: чем же отличается меценатство от спонсорства и благотворительности? По сути, меценатство — это специфическая часть благотворительности.
Мотивация меценатства — общественная значимость и программная деятельность, направленная на развития определенной сферы жизнедеятельности общества.
Мотивация спонсортсва и благотворительности — сострадание и милосердие.


В своем широком понимании благотворительная деятельность охватывает весь спектр социальных сфер, от хосписа до детских домов, от студенческих стипендий до различных форм защиты старости, от разовой помощи до многократной по желанию благотворителя. Спонсорство в отличие от меценатства может быть взаимовыгодным.


По логике специфической деятельности меценатской программы, она должна быть зафиксирована договором и при необходимости застрахована. До своего завершения программа находится под моральной и юридической ответственностью мецената или меценатского сообщества. В форс-мажорных обстоятельствах (банкротство и т.д), программа должна передаваться другому меценату или фонду для ее завершения. Программа ни при каких обстоятельствах не может быть прервана.


Именно из-за значимости своей деятельности меценат в глазах общества обретает статус личности национального масштаба. Он приравнивается к выдающимся деятелям науки, культуры, общества и государства.
Как говорил великий русский театральный деятель К. С. Станиславский: «... для того чтобы процветало искусство нужны не только художники, но и меценаты...».


Невозможно рассматривать гениев русского ренессанса в отрыве от величайших меценатов того времени: С. Н. Строгонова, П.Н. Демидова, братьев Третьяковых П.М. и С.М., С. Н. Мамонтова, А.А. Бахрушина, А.Л. Шинявского, С.Т. Марозова, братьев купцов Щукиных, М.П. Рябушинского, в том числе армянского происхождения И.Л. Лазарева, А. Манташева, Я. А. Тарасова, братьев Леонозовых и многих других создававших театры, музеи, библиотека, творческие мастерские, публикации, реставрации памятников культуры и истории, больниц, образовательных центров и т. д.
Итак, быть меценатом — не блажь. Это ответственность, как правило, достаточно тонкая и сложная деятельность.


Меценат в отличие от других благотворителей не может действовать только на свой страх и риск. Необходим коллектив единомышленников, деятелей с одинаковым выбором ответственности перед обществом, перед жизнью и уровнем ее развития. Людям, которым важна страна, в который они живут не чуждо общество, будущее своих детей.


Исторически оптимальной формой взаимодействия таких сообществ являются клубы. Клубы меценатов это энергетические двигатели развития, генераторы идей, центры интегрирующие креативный ресурс общества, шаг за шагом реализующие инновационный замысел реформирующий качество жизни.


Клубы гарантируют деятельность своих членов и готовы при необходимости взять на себя всю или часть их обязательств. При клубах создаются фонды взаимопомощи и фонды для реализации глобальных проектов. Клубы тесно взаимодействуют с экспертными и творческими сообществами, общественными объединениями, СМИ, и другими организациями. Общество должно оберегать таких людей от самодурства и беспредела чиновников.
Демократическая государственность считает меценатские сообщества важной вспомогательной силой развивающей общество и страну.


 ***
Механизмы регулирующие меценатскую деятельность во многих странах мира, определяются законодательствам. Несмотря на разные правовые подходы, суть и принципы законов по меценатству абсолютно идентичны.
Франция — страна где начало государственной поддержки меценатства восходит к началу 16-го века, и в которой традиционно благотворительность является неотъемлемой частью общественной жизни. После принятия закона о меценатстве 11.08.2003 года благотворительность в стране возросла на 30-35%, этому способствовали не только достаточно выгодные льготы по налогообложению, дифференциации источников финансирования, но и, прежде всего, систематизация и планирования сфер благотворительности.


В Британии действует принцип смешанного многоканального финансирования культуры и науки. Посреднические агентства призванные регулировать комплекс взаимодействия «бизнес-культура» проводят соответствующие мониторинги, изучют запросы общества и т. д.


Корпоративная филантропия пользуется системой «брендинга» (куда вложить свой бренд — в развитие какой сферы?)


Реализация общенациональных благотворительных (меценатских проектов) возложена на крупные корпорации; на средний бизнес — приходятся проекты регионального уровня; на малый бизнес — локальные проекты, получившие название «система творческой индустрии». Общественные организации для реализации своих проектов пользуются услугами франдрэйзинга и т. д.
Схожее законодательство действует в США. Здесь идеология меценатства базируется на креативе. Креативный подход во всем, от развития территорий и городов до задач развития культуры. Действуют многочисленные сообщества креативщиков, дающие позитивный энергетический импульс к развитию.


В Австрии закон о благотворительности действует с 1978 года. Помимо меценатской деятельности там эффективно действует институт государственных грантов.
Интересен и закон о гуманитарной помощи принятый в Армении. Здесь  благотворительная деятельность пользуется налоговыми льготами, но только строго по тем программам, которые утверждены государством.
В России проект закона о меценатстве схож с французским законом, но уже более 9 лет ждет своей очереди быть услышанным в парламенте.


Меценатство для народов, живущих дисперстно в диаспорном статусе.
 К примеру, меценатство для армянского народа на протяжении многих веков прерванной государственности вместе с религиозными институтами поддерживало сохранение национальной культуры, языка, единых ценностных ориентиров.


С его помощью строились храмы, образовательные центры, собирались библиотеки и исторические артефакты, но самое главное — вдыхались в генетическую память народа величие национального духа и сила выживания.
Институт меценатства особенно бурно реагировал на политические процессы возникшие в конце 19-го, начале 20-го века на территории западной и восточной Армении.
Вследствие чудовищного геноцида армян в Анатолии в 1915 гоу, унесшего жизни 1,5  миллиона невинных жертв. Тысячи обездоленных, чудом спасшихся людей, в большинстве своем дети и старики расселились по всему миру.
Этот факт консолидировал не только армянских благотворителей в различных странах но и задействовал фонды и организации США, Франции и других стран. Тысячи детей находили приют в детских домах и приемных семьях этих стран.


Со временем армяне адаптировались в странах своего проживания, приобрели профессии и своим, чаще всего неподъемным, трудом добивались успешности и благосостояния. Перенесшие трагическую катастрофу, выросшие на благотворительности и обретшие стабильность, многие армяне в диаспоре занимались благотворительностью, консолидировались вокруг национальных программ направленных на сохранение языка и культуры.
Крупные меценаты как Галуст Гюльбекян и Алекс Манукян из США и многие другие, несмотря на «холодную войну» и сопротивление советской власти пробивались и доносили необходимую для своей исторической родины — восточной Армении, входящей в состав СССР, гуманитарную помощь по здравоохранению и другим социальным сферам.


После распада СССР и обретения Арменией своей независимой государственности, диаспора наряду с мировыми благотворительными объединениями оказала неоценимую помощь выживающей  Армении после Спитакского землетрясения, войны в Карабахе и глухой блокады со стороны соседних Турции и Азербайджана.


Для народа, 4/5 части которого проживает дисперстно в десятках стран мира идеология меценатства не может не являться частью национального мировоззрения. Идеология по существу, сохранившая национальную идентичность, культуру, язык, традиции, жива и востребована сегодня.


От самих армян зависит, может ли армянская государственность не просто поощрять меценатство и учитывать этот важнейший фактор для интеграции всего армянства, фактора способного повлиять на развитие самой армянской государственности.


Государственности свободной от коррупции и воровства, государственности объединяющей всех армян независимо от места их проживания.
Государственность, в которой уровень культуры сделает ее экономически и политически мощной способной решать самые сложные внутренние и внешние проблемы страны и всего армянства.
Для диаспорных народов очевидно место в их развитии занимает деятельность меценатских клубов, экспертных сообществ, трансконтинентальных общественных организаций и фондов.
Надеюсь, эта немного эмоциональная статья, заинтересует моих собеседников и может стать некой «затравкой» для более широкого обсуждения. Ведь меценатская деятельность на самом деле затрагивает интересы всех.


Мы нужны друг другу, а вместе каждому. Давайте будем адекватны и не будем с презрением относиться к богатству других людей.


Уверяю, по существу это наше общее, национальное богатство и необходимо относится к нему без предубеждений. Надо искренне радоваться появлению меценатов в нашей жизни и будущее не станет унылым!

Арминфоцентр