Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Очаг, освященный Солнцем и Песней

Дата: 02.08.2008

Среди армянского населения Краснодара наверняка известна многим певица, боле сорока лет живущая в кубанской столице. Тот, кто знаком с Эльзой Мирзоян, кто слышал ее пленительный голос, не может не улыбнуться внутренней нежностью и не ощутить духовную жажду родной песни. За всю свою творческую жизнь море цветов и аплодисментов подарили ей зрители в ответ на те счастливые моменты соприкосновения с волнующей армянской песней. На чувства любви, надежды, страдания и счастья… На все чистое и светлое наследие, живущее в душе певицы.

Эльза МирзоянРасположившись в уютной – в духе армянского колорита, - комнате, задаю героине мой первый вопрос.

-Элиза Акоповна, я знаю что Вы выросли в музыкальной атмосфере - в семье актера государственного театра Гюмри. Расскажите, пожалуйста, о Ваших родителях. 
-Мы выходцы из Гюмри. Отец - Акоп Акопян снискал огромную народную любовь. Был ведущим актером. Играл в «Намусе» (Ал. Ширванзаде), «Пепо» (Г. Сундукян)… А роль Отелло поднимала большую волну зрительского восторга. Кроме того, мой отец еще пел и танцевал в коллективе под руководством Жана Элояна. Будучи молодым артистом, он влюбился в солистку ансамбля - мою мать, и они поженились. Потом появились мы – их шестеро детей. Министерство культуры Армении пригласило маму, как талантливую певицу, в Ереван, где семья поселилась в 3-х комнатной квартире. Так мы оказались в столице Армении. Здесь мама Епраксия Акопян стала любимой и известной в народе певицей, - благодаря Араксе Гюлзадян, которая передала маме все секреты и прелести народной и гусанской песни. Голос моей мамы сохранилась в золотом фонде искусств Армении…

Эльза предложила послушать несколько песен, записанных буквально несколько лет назад – незадолго до смерти 75-летней певицы. «Дзахорд орер», «Дун эн глхен», «Ашхарс ми панджара э»… Комнату наполнили два прекрасных голоса – Эльза запела вместе с матерью.

- Кто ваша любимая певица, какая из песен наиболее любима Вами?
- Конечно, самая любимая певица – моя мать. Мы все – брат и сестры, - поем, в основном, гусанские песни, которые слышали от нее с детства. Воспитывались мы на песнях гусана Ашота, Аваси, Дживана, Шерама, Саят - Новы… Лучшая песня?.. Еще в юности я участвовала в конкурсе исполнителей народных песен, организованном Радиокомитетом Армении, где заняла второе место с песней «Оджахум» гусана Ашота.
Эта песня для меня является и теперь символом очага, гимном семьи.

- Эльза, я помню, как вы «сбежали» из больницы, забыв про болезни, на концерт Заслуженной артистки Армении Карине Арустамян, который проходил в Краснодаре в прошлом году…
- Да, это было весной. А после концерта я так и не вернулась в больницу – выздоровела…

Эльза улыбается и поясняет: - Песня не только лечит душу, но и тело. Арустамян - талантливая певица, она заслуживает огромной народной любви – и в Армении, и в Арцахе, и, как теперь мы убедились - в диаспоре.

- Элиза Акоповна, Вы активно участвуете сегодня в жизни армянской общины Краснодара, помните все яркие концерты, где участвовали Вы и многие замечательные артисты. Какое из выступлений осталось в Вашей памяти как наиболее блестящее, незабываемое?

- Это было весной 1989 года в Первомайском Доме культуры города. Там проходил благотворительный концерт для беженцев, пострадавших от землетрясения в Армении. Песня «Еркрашарж» очень грустная: так сильно было мое волнение, что пришлось прервать выступление из-за нахлынувших на лицо слез. Я чуть было не растерялась, но зрители подержали меня: встали, и в зале воцарилась….тишина. Это стало минутой молчания в честь жертв землетрясения. Чуть позже я взяла себя в руки и закончила свой номер.

- «Песня рождается землею»,- сказал Егише Чаренц. Что беспокоит Вас в жизни больше всего?
- Безразличие. Безразличие может оставить в забвении народную культуру. Мы сегодня забываем наш язык, наши обычаи. Так постепенно теряются наши корни, растворяются, размываются, - и что достанется нашим внукам? Многого зависит от взрослых: например, в моем доме царит армянский язык: ба вонц!

- Ваше представление о счастье?
Эльза минутку молчала, качая колыбель со спящим внуком. И вдруг тихо и проникновенно запела:
- Де наник ара, им ануш бала,
Им тан аревот, лусе аравот…
Де наник ара, татики бала…

Так и закончилась наша беседа – колыбельной песней на родном языке. А ответ на последний вопрос, мои читатели, надеюсь, вам понятен?


/Маштоц/ Ангин Антонян