Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Ответы вице-президента САР Г. Халатяна на вопросы Курдского агентства новостей «Фрат» (ANF)

Дата: 01.08.2008

Вопрос: Ваша оценка отношений между Турцией и Арменией за последнее время? Ответ: Реальные отношения были и остались очень плохими, о чём свидетельствуют закрытые границы и отсутствие дипломатических отношений между странами – соседями. Заявления президентов о желании улучшить эти отношения являются декларативными и не могут быть основанием даже для осторожного оптимизма, так как пока никаких подвижек в изменении позиций по конкретным проблемам нет. Хотя конечно декларации о стремлении к добрососедству всё же лучше, чем воинственная риторика.

В: Как известно, Армения не раз заявляла, что без предварительных условий не согласится на переговоры, но теперь Ереван готов к любым переговорам. В чем Вы видите причину? Как будет решаться вопрос признания Геноцида армян?

О: Насколько мне известно, официальная Армения всегда и при всех правительствах заявляла о своей готовности к установлению дипломатических отношений без всяких предварительных условий. А вот Турция такие условия выдвигала, требуя от Армении отказаться от поддержки борьбы армян Карабаха за своё самоопределение и прекращения борьбы армянского народа за международное признание Геноцида. Таким образом, если и возможны подвижки в изменении позиции, то они возможны только со стороны Турции. Но пока мы таких изменений не наблюдаем. Что касается вопроса международного признания совершённого Турцией Геноцида армянского народа, то я должен сказать, что основной, если не единственной движущей силой этого процесса является армянский народ рассеянный по всему миру и люди доброй воли, которым становится известен этот ужасающий факт. Процесс этот шёл и в период существования Армении в составе СССР, когда эта тема была под запретом, а правительство Армении не то что влияния, но даже и просто регулярной связи с диаспорой не имело. Тем не менее, уже 20 стран, среди которых есть и союзники Турции по НАТО, на государственном уровне официально осудили совершённое Турцией преступление. Уверен, что в мире нет такой силы, которая могла бы остановить торжество справедливости, даже пусть спустя много лет. Думаю, что пока турецкие власти не найдут в себе мужества покаяться в содеянном, никакого реального добрососедства с Арменией не будет. Без покаяния не может быть прощения.

В: Какое влияние оказала ситуация в регионе на эти отношения. Например, некоторые СМИ в Турции утверждают, что Армения пошла на это из-за того, что она осталась одна в регионе, а некоторые СМИ говорят, что это из-за того, что Азербайджан начал вооружаться. Есть ли доля правды в этих утверждениях?

О: Азербайджан всегда вооружался за последние 20 лет, и столько же времени у Армении недружественные отношения с двумя из своих четырёх соседей. Таким образом ничего нового в этом смысле нет. Нет и ничего нового во внешнеполитическом курсе Армении. Но есть новый президент, который проявил инициативу и воочию продемонстрировал миру, что инициатором отсутствия нормальных отношений между двумя странами является не Армения. И очень простым способом разрушил искажённый образ Армении как неуступчивого партнёра с непомерными претензиями, который турки усиленно создавали в глазах мирового общественного мнения. Теперь именно турки стоят перед очень непростым выбором: отказаться от своих ультиматумов, что противоречит их политике в течении долгих лет, или настаивать на них и тем самым дискредитировать себя выдавая свои агрессивные намерения.

В: Готов ли народ Армении к новым отношениям с Турцией?

О: Любой народ хочет нормальных отношений со своими соседями. Армянский народ не исключение. Но реальное добрососедство возможно только если будет развеяно глубокое недоверие (именно недоверие, а не ненависть как это пытаются представить), которое армянский народ испытывает к турецкому государству. Упорное, иррациональное нежелание турецких властей признания очевидного факта Геноцида является для нас веским основанием опасаться его продолжения на современном этапе. Тем более, что налицо желание Турции активно поддерживать Азербайджан, который чуть ли не каждый день на официальном уровне угрожает Армении войной. Хотя сама Турция никакого отношения к Карабаху не имеет, но ультимативные требования по этому поводу предъявляет. Это не является свидетельством мирных намерений. Естественно народ Армении всё это видит и оценивает должным образом.

В: Как относятся к этому политические партии и организации в Армении. Например говорят, что оппозиция подержала, а партия дашнаков против?

О: А не к чему пока относиться. Естественно, все партии посчитали нужным отметиться по этому поводу и сделали разного рода заявления. Однако для определения своей позиции нужен существенный повод. Приглашение Гюля на футбол является всего лишь жестом доброй воли. Такая акция не может быть серьёзным поводом для принципиального размежевания политических сил.

В: Как Вы думаете, не слишком ли ранним является приглашение президента Гюля в Армению со стороны президента Саргсяна. Например, некоторые политические партии говорят, что если это произойдет, то начнутся акции протеста?

О: Армения – демократическая страна. Не будет ничего странного, если какая-то часть политических сил решит воспользоваться удобным случаем и продемонстрирует президенту Гюлю, как она оценивает политику его страны. Акции протеста бывают во всём мире по самым разным поводам, в присутствии самых высокопоставленных лиц. Почему такого не должно быть в Армении? Это нормальное явление, тем более что в данном случае для акций протеста имеется очень даже существенные причины.

В: Как относится к этому армянская диаспора? Например, вчера один из министров Турции призвал армянское правительство не слушать диаспору. Почему министр сделал этот призыв, означает ли это, что диаспора против всего этого?

О: Я не знаком с этим призывом турецкого министра, поэтому оставлю в стороне вопрос об уместности и тактичности подобного призыва к руководству Армении со стороны официального лица иного государства. Армянская диаспора насчитывает 8 миллионов человек, а у нас, у армян, впрочем как и у многих других народов, сколько людей, столько же и мнений. Естественно не всегда эти мнения имеют разумное объяснение. Поэтому не буду говорить за всю диаспору, а скажу за себя и за своих друзей-единомышленников. Мы считаем очень правильным инициативу президента Саргсяна по приглашению президента Гюля на футбол. Это жест доброй воли и свидетельство стремления Армении к нормализации отношений с соседями. От того, что Гюль посмотрит футбол армянские интересы не пострадают. Важно как он поведёт себя в дальнейшем. Снимет ли с повестки дня свои ультиматумы или будет настаивать на них? И в том и в другом случае армянская сторона окажется в выигрыше.

В: Какова роль США в этих отношениях?

О: Более сотни американских конгрессменов выступают за признание Соединёнными Штатами Америки Геноцида, который Турция свершила над армянским народом. Об этом же сделал однозначное заявление кандидат в президенты от демократов Б.Обама. Вместе с тем Турция является одним из самых важных военно-политических союзников США. Исходя из этого, естественно, что США приветствует любую инициативу направленную на нормализацию отношений между Арменией и Турцией и прилагает к этому дипломатические усилия. Однако для достижения реальных результатов в этом направлении требуется убедить Турцию по выражению заместителя госсекретаря «признать тяжёлые страницы своей истории», а это равнозначно вынудить Турцию отказаться способствовать агрессивной политике в отношении Армении. Пока мы не видим, чтобы США удалось достичь каких- либо успехов в деле убеждения пантюркистов в необходимости отказа от своей национальной идеи - установления общих границ между собратьями в Турции и Азербайджане. А без этого любые усилия даже столь великой державы будут неэффективными.

В: Какова роль России в этом? Как себя поведет Россия? Например, газета «Тарегир» утверждает, что Россия постепенно приближается к Азербайджану и отдаляется от Армении из-за того, что у нее изменились стратегические цели на Кавказе. Вы можете это прокомментировать?

О: Россия всегда вела в регионе прагматичную политику так, как она это понимает. К сожалению, на мой взгляд, во многом такая политика является коньюктурной, носит характер краткосрочной выгоды, а не преследует долговременные стратегические интересы великой державы. Тем не менее, сдерживающее отношение к Турции она проявляет наличием своих пограничников и военной базы в Армении. Мне неизвестны какие-либо серьёзные свидетельства позволяющие говорить об изменении стратегических целей России на Кавказе.
Пресс-служба САР