Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Мир не содрогнулся… Потому что не узнал всей правды о «сумгаите»

Дата: 25.02.2011

23 года назад в азербайджанском городе Сумгаит произошли трагические события, боль от которых не утихла, да и никогда не утихнет у армянского народа. Три дня – с 27 по 29 февраля 1988 года – этот город находился во власти разъяренной, опьяненной кровью и наркотиками толпы, которую язык не повернется назвать людьми. То были воистину нелюди, движимые звериными инстинктами. В течение трех последних февральских дней сотни мирных армянских граждан стали жертвами погромов и резни, тысячи были вынуждены навсегда покинуть город, построенный их руками, но превратившийся для них в настоящий ад.

Признаться, был соблазн, прибегнув к журналистской метафоре, заявить: три дня, которые потрясли мир. Увы, не потрясли... Потрясли нас, армян, в которых неизбывной болью живет трагедия Геноцида 1915 года и которые не ожидали в конце ХХ столетия столкнуться с рецидивом того чудовищного преступления начала века. Да потрясли еще честных людей в то время общей нашей родины – Советского Союза. Но мир… он не содрогнулся...

К сожалению, мир так и не узнал всей правды о Сумгаите. И в этом была «заслуга» не только властей Азербайджана, фактически выступивших организаторами армянских погромов и затем сделавших все для сокрытия реальной картины и причин трагедии. В этом свою неблаговидную роль сыграл также Кремль и его хозяин Горбачев, который своим преступным бездействием, целью которого было наказать непокорных карабахцев, практически поощрял убийц и их покровителей на кровавые деяния. А затем и спустил сверху следственным и судебным органам циничный наказ раздробить единое уголовное дело на множество отдельных эпизодов и квалифицировать массовые погромы и резню армян как деяния «хулиганствующих элементов». Иначе как кощунством по отношению к невинным жертвам той трагедии это не назовешь. Но коммунистический режим Горбачева, старания азербайджанских властей утаить всю правду, да и само время оказались бессильны предать забвению события февраля 1988-ого, так как раздробленные осколки того уголовного дела вопреки всему сложились в мозаику единого преступления, название которому - геноцид.

Сумгаит стал именем нарицательным, символом звериной жестокости и человеконенавистничества. Стал зловещей предтечей цепи «сумгаитов», ибо за ним последовали Баку, Кировабад, Шамхор, Мингечаур, Марага... И везде – тот же кровавый почерк, тот же садизм в отношении мирного армянского населения. Сумгаит со всей очевидностью выявил суть целенаправленной антиармянской политики руководства Азербайджана. Под прикрытием ложного интернационализма она велась практически всегда, однако на сей раз маски «национальной дружбы и братства» были сброшены, и мы увидели звериный оскал пантюркизма.

Сумгаит, по сути, явился варварским ответом азербайджанских властей на решение сессии Совета народных депутатов НКАО о воссоединении с Арменией, принятое на основе выраженного конституционным путем волеизъявления народа Нагорного Карабаха. Таким преступным образом власти Азербайджана пытались запугать арцахцев, заставить их отказаться от идеи воссоединения с Арменией, своей политикой угроз и насилия азербайджанское руководство силилось воспрепятствовать возможному в то время справедливому решению карабахской проблемы. С тех трагических февральских дней минуло уже 23 года, однако политика официального Баку не претерпела абсолютно никаких трансформаций, ибо не претерпел изменений и лежащий в её основе пантюркизм.
За эти годы армянский народ не услышал ни слова покаяния за совершенное в Сумгаите преступление. Как, впрочем, за все иные «сумгаиты», за развязанную против Нагорного Карабаха жестокую войну. Более того, еще больший размах и разнузданный характер обретает агрессия против армянского народа, патологическая ненависть ко всему армянскому, не прекращаются угрозы инициировать новую войну против независимой НКР и устроить новые «сумгаиты».

Кровавые события 23-летней давности не потрясли мир. Но сегодня этот мир просто обязан дать объективную политико-правовую и нравственную оценку актам геноцида, совершенным Азербайджаном в отношении армянского народа. Ведь именно так можно обуздать патологически воинствующего агрессора, который все еще не отказался от весьма опасной идеи развязать новую войну в регионе и сделать то, что ему не удалось осуществить в ходе военной кампании 1991-1994 годов – уничтожить армянский Арцах. Преступления, совершенные Азербайджаном, не могут иметь срока давности, а потому он должен за них понести наказание.

Леонид Мартиросян

De-facto.am