Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

«Россия – не мифический Туран и никогда им не будет»: Тигран Тавадьян

Дата: 02.11.2010

Азербайджанские и турецкие СМИ так обеспокоились инициативой армян Краснодарского края по установке в Сочи памятника генералу Андранику Озаняну, что можно подумать речь идет не о Сочи, а о бакинской набережной. Мечтаниям конечно предела не бывает, но все же в Азербайджане и Турции должны осознать, что Россия – все же не мифический Туран, к чему так стремятся в Баку и Анкаре, и никогда им не будет.

Не буду касаться болезненных фантазий азербайджанских журналистов о личности Андраника, надеясь, что в Баку еще остались квалифицированные (русские или евреи) психиатры, которые смогут оказать помощь моим душевнобольным азербайджанским коллегам. Но хочу остановиться на вопросе правомерности существования в России памятника Андранику, что также ставится под сомнение в Турции и Азербайджане.

С началом Первой мировой войны Андраник Озанян отправляется в Россию – через Ялту, Туапсе, Поти добирается до Тифлиса, где 12 августа 1914 г. встречается с главнокомандующим войсками Кавказского военного округа Мышлаевским и заявляет о готовности участвовать в войне против Турции. Легендарному Андранику было поручено сформировать первую добровольческую армянскую дружину и принять командование ею. Во главе этой дружины он ведет неравные бои с турецкими войсками и завоевывает огромный авторитет среди русского командования. Генерал-лейтенант Чернозубов, в частности, писал: «Я всегда видел в Андранике горячего патриота, борца за свободу Армении, глубоко любившего свою Родину. Я с особым удовольствием всегда читал выдержки в русском переводе из статей армянских газет, где воздавалась честь Андранику Сасунскому как национальному герою, всегда храбро несшему свою голову для осуществления национальных идеалов в борьбе с вековым врагом Армении».

Именно в русской армии раскрылся полководческий талант Андраника, и не случайно ему доверялось командование крупными войсковыми подразделениями на русско-турецком фронте. За личное мужество и успехи, вверенных ему подразделений на Кавказском фронте в 1915–1916 гг., Андраник Озанян был награжден Георгиевской медалью IV степени, Георгиевскими крестами IV и III степени, Орденами Св. Станислава II степени с мечом и Св. Владимира IV степени. По признанию генерал-лейтенанта Чернозубова, «успехи русской армии у Ашнака, Вруш-Хорана, Ханика, Котура, Сарая, Молла-Гасана, Беленджика и Гаратели в значительной мере связаны с боевыми действиями Первой армянской дружины, во главе которой находился Андраник». Другой, не менее известный генерал Юденич подчеркивал, что Андраник “до безумия храбр”.

Андраник Озанян имеет также непосредственное отношение к югу России, откуда родом были многие бойцы Особой армянской дивизии, состоявшей не только из армян, но также и из представителей других народов (в нее входили, например, донские и кубанские казаки). Командующий войсками Кавказского фронта генерал от инфантерии Лебединский не случайно назначил Андраника Озаняна командующим этой дивизией, присвоив ему чин генерал-майора. Андраник Озанян в среде российского генералитета снискал себе славу не только гениального военного тактика и стратега, но и популярного среди православных и восточно-православных народов идеолога византизма, последовательно отстаивавшего идею единения этих народов с Россией в борьбе против османских поработителей. Поэтому понятно, почему даже в самые трагические для армянского народа дни генерал Андраник призывал соотечественников заботиться о судьбе России – решающей составной части современного православного мира. Говоря об отношении армян к России, генерал отмечал: “любые действия, направленные против России, чужды нашему народу, нашему рыцарскому духу, нашим нравственным идеалам”.

Преданность православному миру Андраник показал еще в 1912 году, когда из армянских добровольцев организовал целую роту, вошедшую в состав ополчения болгарской армии. Армянские воины под командованием Андраника проявили героизм в боях за взятие городов Мастанли, Узун, Мерефете, Шаркей, Родосто и других. Андраник участвовал в разгроме турецкого корпуса генерала Явера-паши. Болгарское командование высоко оценило участие армянской роты в первой Балканской войне. Начальник ополчения генерал-майор Генев, начальник штаба Др.Винков и адъютант капитан Николов свидетельствовали: “Все участники этой роты могут гордиться своей отважной деятельностью. А Армения должна быть уверена, что, имея таких сыновей, которые способны умереть даже за чужое дело, она в недалеком будущем обретет счастливую и долгую свободу”. За свой вклад в дело освобождения Болгарии от турок Андраник был удостоен высшей награды этой страны – «Золотой Крест за отвагу», был также награжден серебряными крестами III и IV степени, произведён в офицеры, ему было предоставлено болгарское гражданство и назначена пенсия. В Варне генералу Андранику установлен памятник.

Велика роль Андраника в сохранении Кавказа за Россией. Именно его войска оставались основным препятствием к покорению Кавказа турками, а непреклонность генерала и его преданность идее византизма ни у кого не вызывали сомнений. Этой идее генерал остался верен всю свою жизнь. В 1919 г. он писал: “Никакое государство, будь-то Англия, Франция или Америка, кто бы ни 6ыл, не должно сопротивляться продвижению России на Юг, а со стороны народов Закавказья не должно быть ни одного выстрела против России в защиту западных государств”. Характерной чертой деятельности генерала Андраника было гуманное отношение к мирным жителям, независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Заботясь о безоружном населении, он всегда проявлял завидную предусмотрительность.

Боевые действия возглавляемой Андраником дивизии не только спасли от уничтожения массы народов, но и предотвратили дальнейший распад теперь уже Советской России, в которой Андраник видел, прежде всего, Россию, а значит союзника. Именно поэтому, в 1918 году, заняв силами своей дивизии Нахичевань, Андраник провозгласил этот край “неотъемлемой частью советской России” и заявил о передаче находящихся под его командованием войск в распоряжение советского правительства. К сожалению, его надежды в этом случае не оправдались, и, под напором численно превосходящих турецких войск Андраник был вынужден оставить Нахичевань и перебраться в Горный Зангезур, имея целью через Нагорный Карабах прорваться к Баку и преградить дорогу наступающей турецкой армии.

Да, туркам есть от чего ненавидеть Андраника, не раз показывавшего аскерам мощь российского и армянского оружия. Понятно и недовольство азербайджанцев, против антироссийской политики которых он всегда выступал. Так, в конце января 1918 г. генерал Андраник осудил организованную властями Азербайджана у станции Шамхор близ Гянджи резню более 5 тысяч русских солдат и офицеров, возвращавшихся в свои дома с фронта. В интервью прессе генерал подчеркнул: “Кавказские народы должны относиться к русскому народу с пониманием, принимая во внимание, что от нашествия варваров их защищал русский солдат. Гянджинский инцидент наводит на грустные размышления. Нельзя так относиться к сынам России, проливавшим свою кровь в наших горах.”. Такая поистине хрестоматийная фраза была произнесена Андраником в тяжелейшей обстановке, когда с приходом к власти большевиков турки практически без боя возвращали себе освобожденные Россией с 1914 г. территории и готовились к захвату Кавказа, выходу в Крым, Поволжье и Среднюю Азию, пытаясь поднять против России население ее окраин, используя идеи исламского единства и пантюркизма с его окончательной целью создания Турана – государства всех турок.

Преданность Армении и России Андраник Озанян сохранил и в эмиграции. Проживая в США, Андраник выступал за сохранение целостности Советского Союза именно потому, что верил в возрождение России. Именно ему принадлежат сказанные еще в 1918 г., но ничуть не потерявшие своей актуальности и сегодня слова: “Мне больно, когда вы думаете, будто Россия распалась, умерщвлена раздорами и не очнется раньше, чем через 50 лет. Но вам следовало бы помнить, что 150-миллионный здоровый, обладающий богатыми потенциальными возможностями народ не может умереть, он жив”.

Имя Андраника Озаняна вызвало к жизни в современной научной литературе понятие «андраникизм», приобретающее сегодня не только исторический, но и геополитический и философский смысл. В работе «…Россия не может оставить Кавказ» полковника в отставке, доктора философских наук А.Б.Пупко называет генерала Андраника «идеологом русской ориентации на Кавказе», и термин «андраникизм», по его мнению, становится «идеологическим символом общности судьбы Кавказа и России». Мысль, высказанную А.Б.Пупко, развивает и российский журналист, историк К.А.Залесский в статье «Геополитические перспективы России и Византизм». Размышляя о «кавказском вопросе», ставшем в наши дни особенно острой для России проблемой, К.А.Залесский связывает воедино два понятия – андраникизм и византизм, противостоящие идее пантюркизма, ориентированного на усиление влияния в кавказском регионе Турции под эгидой США, – влияния, отметим, для России пагубного, ибо оно ведет к полной утрате позиций русских на Кавказе. Именно поэтому вопрос об андраникизме как «кавказской альтернативе» русской политики приобретает исключительную актуальность.

Термин «андраникизм» возник не случайно – об этом совершенно определенно писал в газете «Красная звезда» российский писатель Я.Ястребов: «Показ андраникизма как альтернативы идеологии мюридизма и ваххабизма представляет собой новый подход в создании целостной картины Кавказа как в его прошлом и настоящем, так и в будущем». Говоря об отношениях между русским и кавказскими народами, важно понять: строиться они должны на основе нерушимой дружбы, которая, как справедливо считает А.Б.Пупко, будет способствовать «преодолению всех трудностей сегодняшнего этапа исторического развития».

Уверен, что сказанного об Андранике Озаняне вполне достаточно, для того, чтобы понять – памятнику генералу Андранику в Сочи, как и в любом другом регионе России, самое место и никакое беспокойство Азербайджана и, тем более, Турции, в доктрине безопасности которой Россия находится в списке врагов, не может оказать влияния на закрепленные в Конституции РФ права ее граждан. Граждане России вправе чтить своих героев к числу которых, несомненно, принадлежит и генерал Андраник.

Ничего кроме смеха не могут вызвать попытки азербайджанских журналистов и общественных деятелей оказать давление на администрацию Сочи или депутатов Государственной Думы России. И даже глава «азербайджанской диаспорской организации Сочи Джамиль Алиев» (должность и имя привожу по азербайджанским источникам), прежде всего – гражданин России, который не посмеет выступить против народного героя, защитника интересов России и Армении, а также всего православного мира Андраника Озаняна.


Тигран Тавадьян,

главный редактор газеты армян России «Еркрамас»,

директор Центра «Амшен»,

директор Центра этнополитологических исследований


***************************


НЕКОТОРЫЕ ДАННЫЕ ОБ АНДРАНИКЕ ОЗАНЯНЕ


Биография


Награды

Генерал Андраник был награждён высокими государственными наградами Болгарии (Орден «За храбрость»), Греции, России (Георгиевский крест и сабля, ордена Св. Станислава и Владимира), Франции (Орден Почётного легиона) и других стран.

Память

В ряде стран (Армения, Болгария, Румыния, Франция) именем Андраника названы площади, улицы, школы, магистраль Гюмри—Карс, станция метро в Ереване, установлены памятники и памятные доски.

С 1986 г. действует армянский общенациональный союз «Зоравар Андраник» (председатель — экс-чемпион мира по вольной борьбе Норайр Мушегян). Союз активно участвовал в ликвидации последствий Спитакского землетрясения 1988 г., в освобождении Нагорного Карабаха.

Имя Андраника Озаняна носили или носят один из отрядов самообороны Карабаха, спортивный клуб в Ливане, команда скаутов в Аргентине, крупнейший армянский интернет-клуб на Yahoo!.

В Ереване открыт музей Андраника (основатель — Ильич Бегларян).


Высказывания об Андранике

«Характерной чертой деятельности Андраника было гуманное отношение к мирным жителям независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Заботясь о безоружных жителях, генерал всегда проявлял завидную предусмотрительность». Х. Политидис, И.Зая и И.Артемов

«Генерал Андраник стоит на самой вершине армянского героизма. Армяне всюду его встречают с ликованием. Они с большим вниманием и восхищением прислушиваются к каждому его слову. А ему, этому воину, который после крушения Царской России вёл неравные бои с турецкой армией, есть о чём говорить. Ныне его слова так же остры, как была остра его сабля». газета «Вашингтон Пост», дек. 1919

«Андраник для армянского народа не просто личность, а олицетворение мощной и непоколебимой идеи. Андраник больше всего был революционером… священной злостью восставшей земли». Аветис Агаронян

«Он — армянский Робин Гуд, Гарибальди и Вашингтон в одном. Он идеальный патриот, о ком везде создаются баллады и имя которого воодушевляет петь песни о нём армянину — на работе, армянке — во время дел, или когда убаюкивает малыша». Мелвил Четерс («The Literary Digest», 1920)

«Успехи русской армии у Ашнака, Вруш-Хорана, Ханика, Котура, Сарая, Молла-Гасана, Беленджика и Гаратели в значительной степени связаны с боевыми действиями 1-й армянской дружины, во главе которой всегда находился Андраник — храбрый, опытный начальник, прекрасно понимавший обстановку боя, он был всегда во главе дружины и пользовался большим авторитетом среди добровольцев. Дружина под начальством Андраника доблестно участвовала в бою под Муханджиком (Дильман) 15-18 апреля 1915 г., в котором Кавказ был спасён от вражеского нашествия». Генерал Чернозубов

«Во главе добровольческого армянского отряда, сформированного в Софии, стоял Андраник, герой песни и легенды… Армяне ему подчиняются, турки его боятся, султанские войска преследуют его по пятам… Он великолепен в своём темно-сером защитного цвета костюме, в высокой каракулевой шапке и ладных солдатских сапогах, из-за которых торчит плеть, символ неофициальной власти. С боку у него бинокль и браунинг, на груди — целый букет с надписью на ленте: „Свобода или смерть“, это — подношение армянок из комитета Красного Креста… „Я — не националист, — говорит он в объяснение своего похода, — я признаю только одну нацию: нацию угнетённых“». Лев Троцкий

«Это был человек совершенно особенный, он отличался от всех, кого я встречал на Кавказе. В Андранике был какой-то магнетизм, притягивавший всех, и я с первой же минуты поддался его обаянию. Его войско было первое настоящее войско, которое я видел на Востоке. Не будет преувеличением, если скажу, что этот армянский полководец был самой трагической, героической и характерной фигурой из всех, порождённых мировой войной». Полковник Гибон

«В лице Вас, приветствую настоящего народного героя…». Степан Шаумян

«…Андраник завоевал себе славу легендарного народного героя.» маршал СССР Иван (Ованес) Баграмян

«Имя Андраника было окружено ореолом славы… Среди бойцов он пользовался непререкаемым авторитетом… считался народным героем». А. И. Микоян

“…Рождается новый термин, связанный с именем легендарного героя, — андраникизм, приобретающий не только исторический, но и геополитический и философский смысл. Впервые этот термин прозвучал в газете «Красная звезда» 6 июля 2002 г.: «Показ андраникизма как альтернативы идеологии мюридизма и ваххабизма представляет собой новый подход в создании целостной картины Кавказа как в его прошлом и настоящем, так и в будущем». Здесь главное: отношения между народами России и Кавказа должны строиться на их нерушимой дружбе, которая будет способствовать «преодолению всех трудностей сегодняшнего этапа исторического развития». Н.М.Северикова, кандидат философских наук, преподаватель МГУ им. Ломоносова

«Андраник превратился в символ священной армянской освободительной борьбы…». Католикос Всех Армян Его Святейшество Вазген Первый


Фильмы

1. «Андраник», 1928, студия «Армена-фильм» (Париж). Первый зарубежный полнометражный немой игровой фильм, снятый на армянскую тематику. Был куплен и показан рядом европейских стран. Режиссёр и исполнитель гл. роли — Ашо Шахатуни.

2. «Полководец Андраник» (Зоравар Андраник), 1990, «Арменфильм 35 mm». Режиссёр Левон Мкртчян — текст читает Хорен Абрамян.