Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Шепот в Анатолии

Дата: 25.08.2010

24 апреля армянский народ отметил 95-ю годовщину геноцида в Османской империи. Традиционно торжественно-траурные мероприятия состоялись в Ереване у Мемориального комплекса на холме Цицернакаберд.

Центр монумента с вечным огнем обрамляют  склоненные  плиты, символизирующие 12 вилайетов Османской империи, на территории которых проживали армяне.  Траурные мероприятия проводились практически во всех странах мира, где проживают армяне, а в армянских церквах, в т.ч. в Церкви Святого Филиппоса в Ташкенте,  в этот день служили поминальный молебен.

Исторические события, которых они касаются, начались с резни в Диарбекире в 1895г. В 1915-1916гг. турецкие власти обрушили на своих армянских подданных невиданные репрессии. Территория Армянского нагорья осталась без армян и народ, потеряв исторически сложившуюся среду обитания, из оседлого превратился в народ диаспоры.

Турция, как правопреемница Османской империи,  отвергает обвинения в массовом истреблении около полутора миллиона армян в годы  первой мировой войны и крайне болезненно реагирует на критику со стороны Запада. При этом эксперты признают, что в вопрос об ответственности Турции незаметно вмешалась большая международная геополитика.  Турция  стремится стать полноправным  членом Европейского Союза и ее возможный прием  в ЕС продолжает вызывать острые дискуссии. На волне этой дискуссии  проблема армянского геноцида не раз становилась объектом спекуляций.

Этот вопрос -  своеобразный индикатор, по которому можно судить о нравственном здоровье людей и о моральном облике того или иного государства. Одни  остались верными принципу гуманизма и осудили эту политику. Первым геноцид армян  официально признал  Уругвай (1965). За ним  последовали  Кипр (1982), Аргентина (1985), Россия (1995), Греция (1996), Канада (1996), Франция (1998), Бельгия (1998), Италия (2000), Ливан (2000), Ватикан (2000), Швейцария (2003), Нидерланды (2004), Словакия (2004), Германия (2005), Венесуэла (2005), Польша (2005), Литва (2005), Бразилия (2006), Чили (2007), Австралия (2009), Швеция (2010), а также 42 из 50 штатов США, Всемирный Совет церквей (1995), Европейский парламент (1998) и Совет Европы (1987). Кроме этого, в Бельгии, Швейцарии и Франции публичное отрицание геноцида армян, наряду с отрицанием Холокоста, является уголовно наказуемым деянием.

4 марта 2010г. всего один голос конгрессмена-мусульманина  предопределил исход голосования в комиссии по внешним делам Конгресса США (23 - «за», 22 -  «против») по резолюции №252 конгрессмена Адама  Шиффа  о признании геноцида армян. Случайность? Скорее закономерность. И урок: даже один голос способен стать  решающим. Принятая резолюция не является обязательной и не является законом, но ее очевидные составляющие - Справедливость, Нравственность и Долг. Долг перед памятью невинных жертв. Есть еще сама история, не поддающаяся калькуляциям. В зале заседания  Конгресса  присутствовали пережившие геноцид 105-летняя Ерецгин  Хоян, 98-летняя Шарлотт Кечиджян и 97-летняя Онорик Эминян. «Я не могу сказать им - идите домой, и возвращайтесь сюда в следующем году», - так обосновал свой голос за резолюцию один из законодателей.

Перед этим  «неожиданный всплеск» произошел 26 февраля признанием геноцида автономным правительством Каталонии. Тогда министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу срочно потребовал извинений от своего испанского коллеги. Спустя два дня гнев был обрушен на американскую CBS за программу «60 минут», в которую был включен репортаж из пустыни Дер Зор. Место, где погибло 450 тыс. армян, журналист Боб Саймон назвал  «Освенцимом» - самым большим кладбищем армянской резни - где повсеместно легко обнаружить останки жертв. В ответ Турция  отозвала своего посла в США Намыка Тана и пригрозила  выгнать американцев с авиабазы Инджирлик.

11 марта парламент Швеции принял законопроект о признании геноцида армян  (131 «за» и 130 «против»). Депутат курдского происхождения из Вана  Гулан Авджин, чей голос стал решающим, сказала, что проголосовала за  законопроект, чтобы Турция задумалась над проблемой находящихся в  стране курдов. Турция в ответ отозвала своего посла и отменила  визит премьера  Эрдогана в Швецию.

В связи с этим нелишне вспомнить, что после признания Францией в 2001г. геноцида армян, Турция объявила бойкот французским товарам, и товарооборот между двумя странами  упал за год на миллиард долларов. Свою позицию по проблеме высказал и губернатор  Калифорнии  Арнольд Шварценеггер, провозгласив в штате «дни памяти армянского геноцида».

Другие страны, придерживаясь принципа целесообразности, стремятся игнорировать или не замечать этот факт. Так, Палата Лордов британского парламента проводила обсуждения  по инициативе представивших исторические факты баронессы Кэролайн Кокс и лорда Эйвбури. Баронесса Гленис Кинок повторила слова лорда Роберта Сессила, сказанные им в 1915г.: «Это преступление не имеет срока давности. Оно является частью целенаправленной и систематической  политики  по уничтожению армян», а  затем  лорды  не поддержали  инициативу, препятствующую урегулированию армяно-турецких отношений.

«Немыслимо представить, чтобы правительство потенциального государства-члена ЕС, занимающее патриархальную позицию, склонилось к тому, чтобы забыть прошлое. Для них очень трудно взглянуть на прошлое и сказать: да, мои предки совершили постыдное деяние. Это серьезная психологическая проблема», - пишет лондонская  The Times.

В традиционном  обращении  в день поминовения жертв геноцида армян Барак Обама  вместо обещанного во время предвыборной кампании официального признания употребил словосочетание «Мец Егерн» (арм. «Великая резня»). «Если президент  Обама и госсекретарь  Клинтон хотят убедиться в истинности факта, они могут поехать в Ливан и посетить маленький городок Аинтура», - писал собственный корреспондент  британской  The Independent  на Ближнем Востоке Роберт Фриск.

Журналист, проживающий в Бейруте в течение 25 лет, указывает на захоронение, где покоятся останки около 300 армянских детей-сирот,  умерших от холеры и голода, находясь «под опекой»  турецких властей.

«Музей геноцида в Армении с 1995г. стал составной частью мемориального памятника. В нем собрано около 70 тысяч единиц хранения, - говорит  директор Айк Демоян. – Среди них  «Синяя книга», свидетельства посла  Моргентау, Фритьофа Нансена, Рафаила Лемкина, подтверждения деяний  Талаата, Джемала, Энвера, материалы  Парижской мирной конференции 1919г.,  предусматривающей для Турции  наказание за массовые истребления  мирных граждан». В Музее хранятся материалы о спасении тысяч  детей-сирот миссионерами из разных стран; воспоминания многочисленных свидетелей, в т.ч. турецкого чиновника  Наим-бея: «Только из Алеппо было отправлено 200 тыс. армян в сторону Мескене, и лишь 5-6 тысяч из них остались в живых. Женщин убивали штыками, а новорожденных бросали в Евфрат». Начальник алеппского конвоя лично инструктировал жандармов: «Не оставляйте никого в живых, особенно детей. Иначе они вырастут, и будут мстить». Очевидец событий  юрист и должностное лицо империи Шейх Файез эль-Гусейн в 1916г. писал: «В Битлисе власти собирали несколько сотен армян в амбары с соломой, поджигали и закрывали за ними дверь».

«Когда-то в Междуречье жили ассирийцы, армяне, курды, и это религиозное разнообразие являлось символом успеха, мира и развития. Но затем эти  люди вынужденно ушли. В Диарбекире осталось всего несколько армянских семей, а 120 лет назад они составляли 40% населения. Они унесли с собой мир и успех и никакие извинения не облегчат эту боль», - сказал мэр Диарбекира  Осман Байдемир.

У турецких властей своя версия событий. Они называют депортацию армян «вынужденным переселением», так как армяне выступали против турецкого правительства во время наступления русских войск. Турецкие историки заявляют, что в результате операции погибли  «не более 300 тысяч армян». «История нашей страны чиста и ясна, как солнце, - заявил глава турецкого правительства. - Наша цивилизация - это цивилизация любви и братства». А президент ПАСЕ Мевлут Кавусоглу во время  визита в  Ереван заявил, что не посещать Цицернакаберд и, как следствие, не уважать память миллионов жертв  - это его личное решение. «Я уважаю ваше мнение, но все должны уважать и мое решение».

«Подписав соглашение в октябре 2009г., Турция и Армения договорились наладить отношения и открыть границу, заблокированную Турцией в 1993г. Сделка  давала надежду на «похороны призраков» прошлого путем создания по инициативе Анкары совместной комиссии историков, которая имела бы свободный доступ к архивам. Но далее не последовало никаких конкретных шагов»,-  анализирует газета The Economist.

В 2007г. на  похоронах турецкого журналиста армянского происхождения Гранта Динка, застреленного  ультра-националистом, 100 тыс. турок вышли на улицы с плакатами: «Мы все армяне». За  криками гнева было не так далеко осознание коллективного наследия. После этого убийства  документальные фильмы, дебаты, конференции призывают к исторической правде и долгу памяти.

В 2008г. по инициативе турецкой интеллигенции - Баскна Орана, Ахмеда Инсела, Ченгиза Актара и Али Байрамоглу - стартовала кампания «Армяне, простите нас». На 1 февраля 2010г. на электронном сайте было уже 30 тысяч подписей. Однако, ответная кампания протеста в Турции  собрала 100 тысяч подписей. 
«Неприятные проблемы надо выявлять, о них лучше говорить открыто, а не умалчивать»,- сказал в 2006г. самый известный турецкий  романист, лауреат Нобелевской премии Орхан Памук, которому грозило до трех лет тюрьмы за то, что он назвал события 1915г. геноцидом.

«Пора сознаться и покаяться». В преддверии 95-летия геноцида подобные призывы все чаще звучали  в эфире турецкого телевидения, возобновилась полемика вокруг вопроса, допустимо ли называть события 1915г. геноцидом.

Открытую дискуссию начала газета Taraf. Среди ее ведущих журналистов  три армянина - Севан Ншанян, Этьен Махчубян, Маркар Эсеян. Да и главный редактор Ахмед Алтан  одним из первых присоединился к акции «Армяне, простите нас». Их примеру последовали и достаточно нейтральные СМИ. Один из инициаторов кампании «Армяне, простите нас» профессор Баскн Оран в программе на канале Haberturk заявил: «Утверждения, что современное турецкое государство не  несет ответственности за преступления младотурецкого режима, не выдерживают критики. Турецкая Республика виновна в том, что предала забвению эти страницы своей истории».

Ведущий программы «Кулисы истории» историк и публицист Мурад Бардакчи  опубликовал личные дневники главного организатора геноцида. Согласно записям  Талаата-паши в 1915-1918гг. из районов Восточной Анатолии было депортировано 925 тыс. армян.  Далее министр внутренних дел, опираясь на официальную статистику, сообщает, что к 1914г. в Анатолии проживали свыше 1млн.200 тыс.армян.

Прошли времена, когда Танер Акчам являл собой  феномен турецкого интеллигента, заявившего о геноциде. Лидер партии «Свобода и солидарность» Альпер Таши заявил: «24 апреля является 95-летием великой боли наших армянских братьев. Должны быть созданы условия для начала диалога между двумя народами». Сегодня  свой вызов официальной пропаганде  бросили  писатель Кемаль Ялчин, автор  исследований по армянской и греческой культуре  Осман Кокер, известный турецкий адвокат Бендал Эзман.  Журналист Эроль Озкорай после 35 лет изучения  вопроса на страницах прессы задался вопросом: «Если Турецкая Республика создана на основе отказа от Османской империи, так почему она берет на себя ответственность за это чудовищное событие, которое является первым геноцидом ХХ века?»  А вот что  заявил  журналист Мехмет Али Биранд: «Политики публично доказывают свою принадлежность к турецкой расе, как будто быть армянином позорно! Мы живем в обществе искаженных понятий и доходим до фарса. Чтобы доказать, что знаменитый архитектор Синан, построивший мечеть султана Селима, не армянин, в 60-х годах прошлого века ученые даже раскопали его могилу».

«Быть великой страной – это и уметь признавать свою вину»,- считает эксперт группы содействия гражданскому обществу Евросоюза Селен Йылмаз. На вопрос аналитика Неше Дюзелин: «Совершались ли в Анатолии массовые убийства армян до младотурков?», известный  историк Селим Дерингиль ответил: «Да, совершались, однако разница между Абдул Гамидом и младотурками была в том, что у младотурков была цель полностью уничтожить армянское население, а Абдул Гамид хотел избавиться от некоторого количества, уменьшить  роль армян в экономике». Историк заявляет, что после 1915г. примерно 300 тыс. армянских детей было усыновлено. Предпочтение отдавалось малолетним.

На улице они турки, в сердцах - армяне. Этих  крипто-армян  называют «денме» (обращенными). Адвокат  Фетхие Четин была первой, раскрывшей семейные тайны. Ее история «Книга моей бабушки» была распродана в тысячи экземпляров.

«Всякий раз, когда мы видели армян, мать говорила мне, что  чувствовала зов крови. Сегодня  я чувствую зов крови», – сказала автор  книги «Стук в дверь» М.Ахнерт.

«Моя мать может быть и армянкой, и курдянкой, и гречанкой, но от этого моя любовь к ней не уменьшится»,- завил во всеуслышание председатель Народно-республиканской партии Турции  Кемаль Киличдароглу.

«Сегодня  в Стамбуле происходит настоящее чудо». Так охарактеризовал обозреватель итальянской  La Stampa  увиденное 24 апреля. «Никогда прежде в Турции не отмечали этот день. Лишь в армянских церквах  проводилась траурная литургия. Но в этом году акции солидарности с армянами состоялись сразу в нескольких городах. Причем, абсолютное большинство участников  акций - турки».
Стамбульское отделение Союза по правам человека организовало акцию у вокзала Гайдарпаша, на азиатской стороне Босфора. В это  место 95 лет назад были согнаны 220 видных представителей армянской интеллигенции - депутаты парламента, писатели, ученые, врачи. Среди них были Григор Зограб, Даниел Варужан, Сиаманто. Известно, что из 220-ти убит был 81, остальные пропали без вести. Каждый из демонстрантов в память о погибших бросил в Мраморное море по одной гвоздике.

На площади Таксим - главное мероприятие - акция под девизом «Это наша общая боль». За 10 дней до этого  68 известных представителей турецкой интеллигенции выступили с призывом  воздать дань памяти жертв армянской резни. К призыву присоединились свыше 30 тыс. турок из десятков стран мира. Тысячи людей  в черном одеянии со свечами и гвоздиками  под звуки дудука отдали дань уважения жертвам. Известная балерина Зейнеп Тамбай тогда сказала: «В 1915г., когда население Турции составляло 13 млн., на этих землях жило 1,5-2 млн. армян. В Тракии, Адане, Малатии, Ване, Карсе... Они были жителями наших кварталов - нашими портными, ювелирами, мельниками, школьными товарищами, учителями, офицерами, депутатами... Они были нашими соседями, разделявшими наши заботы. 24 апреля 1915г. мы потеряли их. Их больше нет. Нет даже их могил. Однако в нашей душе  существует и продолжает расти Великая боль. Мы призываем всех турок, чувствующих в своем сердце эту  боль, преклониться перед памятью жертв». После акции  манифестанты двинулись  по проспекту Истигляр, скандируя: «Да здравствует братство между турецким, курдским и армянским народами».

В 2006г. внук Джемаля-паши - одного из главных действующих лиц, осуществившего геноцид армян, приехал в Армению, поднялся на Цицернакаберд и преклонил колени  к мемориалу. А на встрече  с потомками жертв геноцида  в Уотертауне (Массачусетс) Гасан Джемаль сказал по-армянски: «Я пришел к вам, чтобы раскрыть свое сердце, почувствовать вашу боль, идущую от Анатолии. Я пришел, потому что мой  друг Грант Динк говорил: «Вначале давайте поймем боль друг друга». Во время  встречи пожилая армянка поблагодарила Гасана Джемаля на турецком языке и  пожала ему руку. Находившийся в зале молодой турецкий студент, выслушав  также курдского и армянского историков, спросил Джемаля: «А мне что теперь делать?»

Корреспондент германского  Der Spiegel обратился к президенту Армении С.Саргсяну с вопросом: «Из окна вашего кабинета видна  гора Арарат. Сегодня она - по ту сторону границы. Турция боится территориальных требований. Вы желаете возвратить Арарат?» и получил следующий ответ: «Его никто не может у нас отнять. Арарат в наших сердцах. В доме проживающего в любом уголке мира армянина вы непременно найдете картину с изображением  Арарата. Я уверен, что настанет время, когда Арарат станет символом не разделения, а взаимопонимания двух наших наций».

А режиссер Мехмет Бинай случайно наткнулся в Таврских горах на деревню Гебен. «Турки и  армяне живут там бок о бок мирно. Возможно потому, что ее удаленность уберегла их от пропаганды». От всего увиденного родился документальный фильм «Шепот Анатолии», посвященный «тем, кто остался позади» и  указывающий путь, который всем нужно пройти.

В современной истории это преступление не имеет прецедента, и никто из ныне живущих  не несет за него ответственность, так как оно было совершено  властями империи, давно ушедшей в прошлое. Некоторые политики склонны к тому, что признание геноцида армян  – это  подтверждение исторической справедливости, но не предмет актуальной политики. Иными словами, признавая преступление геноцида, страны и международные организации исходят из соображений истории и сохранения своей репутации в ней и  не предъявляют никаких требований к самой Турции. Однажды мировое сообщество уже не сделало  выводов из трагедии армян, что привело к Холокосту. Далее синдром  проявился  в этнических чистках в Косово, Боснии, Ираке, Сомали и Руанде и потому, что ненаказанные  преступления  имеют тенденцию к повторению.

Чтобы обеспечить  добрые отношения, основанные на уважении прав человека и справедливости, нужно подвести цивилизованную черту под прошлым.
Сменилось уже четыре поколения, но геноцид армянского народа 1915-1923гг. явился столь сильным потрясением для армян, что вопрос этот до сих пор волнует их потомков и проецируется на современную государственную политику армянского государства и многих других стран, в первую очередь тех, в которых имеется значительная армянская диаспора.

Вместе с тем турки и армяне, совершенно в духе  времени, несмотря на мнения их лидеров,  строят дружбу на своих  условиях. Турецкий частный телеканал SUTV  начал транслировать  программы на армянском языке, а торговля между двумя странами, несмотря на закрытую границу, день ото дня растет – через территорию Грузии.

В турецком меджлисе происходит  беспрецедентное  событие. В перерыве между заседаниями здесь звучит  музыка этнического армянина композитора Саргиса Эфенди, хотя прежде  слух депутатов услаждали произведения Баха и Моцарта. А во время церемонии, посвященной  турецкому поэту Юнусу Эмрэ, в честь Президента  Абдуллы Гюля  звучит широко любимая в Турции армянская песня Sari Gelin, сюжет которой  основан на истории любви турецкого юноши к девушке-армянке. 

Время лечит и  армянки, чьи предки бежали от резни в Карсе, выходят замуж за турок и живут счастливо. При этом 24 апреля они приезжают в Ереван и ставят свечу к памятнику жертвам геноцида. Турецкие мужья вовсе не возражают. Хочется надеяться, что история не сыграет очередную злую шутку с этим регионом, и Анкара и Ереван не позволят из искры раздуть пламя.  Тем более, этого не должны  допустить дети, родившиеся в смешанных семьях. Но для этого политики с обеих сторон должны быть благоразумными. И армянские, и турецкие, и тех стран, которые ведут большую геополитическую игру на Кавказе.


Георгий Сааков, главный редактор журнала «Депи Апага» (Ташкент)