Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Сергей Мергелян: “Может быть, когда-нибудь Бог даст мне возможность вернуться”

Дата: 14.07.2008

В среду, 9 июля, знаменитому ученому-математику, основателю Ереванского научно-исследовательского института математических машин, был вручен орден Св.Месропа Маштоца. Этой высокой государственной награды он был удостоен согласно указу президента Армении от 26 мая с.г. А 16 мая академику исполнилось 80.

Награду вручал генеральный консул РА в Лос-Анджелесе Армен Лилоян. Так уж получилось, что Мергелян последние годы живет в США. В его небольшой квартире, что в Норд Голливуде, скромно, без помпы теле- и фотокамер (пожелание академика) и прошла церемония награждения, больше напоминавшая дружескую встречу. Генконсул зачитал послание президента Сержа Саргсяна по случаю 80-летнего юбилея ученого. В послании главы государства отмечены заслуги Сергея Мергеляна в деле развития отечественной науки, создания в Армении научных центров, пользующихся международным авторитетом. “Ваша многолетняя научно-исследовательская, организаторская и педагогическая деятельность достойна высокой оценки и признательности. Поздравляю по случаю юбилея, желаю вам крепкого здоровья и долгой жизни”, — говорится, в частности, в послании. 
Поздравив в свою очередь юбиляра, генеральный консул передал ему орден. 
“Какой красивый, очень красивый, — непосредственно отреагировал гениальный математик. — Спасибо вам большое. Я очень тронут этой наградой — это действительно для меня очень ценная награда, замечательная. Я буду радоваться ей еще много-много времени, т.е. столько, сколько я буду жив”. 
Сергей Никитич на миг призадумался, а затем поразительно скромно продолжил: “Что сказать... Я пытался что-то делать, работал, старался — не все получалось, но многое все-таки получалось. И теперь, когда я оглядываюсь назад, я понимаю, что многое можно было сделать лучше, больше, но человеческие силы.... Они ограниченны, человеческие силы, и мне приходится довольствоваться тем, что я уже сделал. Что касается будущего, то, конечно, будущее у меня очень скромное, но оно есть все-таки. У каждого человека, какой бы он старый ни был, оно всегда есть — человек не может без надежды на то, что будет еще... много радостей. Что касается этой награды, я очень высоко ее ценю. Это для меня главная награда. Она прекрасно выглядит, между прочим”. 
Сергей Никитич улыбнулся, его внимательный добрый взгляд, казалось, искал поддержки — мол, все ли так говорю. До встречи в телефонном разговоре он спрашивал, следует ли ему готовить речь по случаю. И облегченно вздохнул, узнав, что никаких обременительных задач перед ним не ставится. Известно, Мергелян не любитель казенных слов и формальностей. Лауреат множества наград и премий, включая Сталинскую, ученый, ставший доктором наук в 22 года, а в 27 — академиком, он, как свидетельствуют его друзья и коллеги, всегда выражался просто и искренне. К возрасту эти качества, похоже, не имеют отношения. Природное благородство и интеллигентность — это как печать... 
Сергей Никитич тепло благодарил за награду. “Спасибо, что потрудились передать мне ее, и, конечно, я благодарен президенту нашему и правительству Республики Армения, которые удостоили меня этого очень высокого звания”. 
“...Я еще хочу объяснить, почему это Мергелян находится вдруг в Америке, — неожиданно продолжил он, затрагивая, очевидно, болезненную для себя тему. — При чем Америка и Мергелян? Я скажу: при том что меня пригласили сюда читать лекции, а потом, к сожалению, болезнь исключила мое возвращение. И сейчас я тоже думаю о том, что, может быть, когда-нибудь Бог даст возможность вернуться. Но не знаю, даст ли это Бог мне или не даст. Надеяться всегда надо, что я и делаю, собственно говоря”. 
Сергей Никитич рассказал, что он поддерживает связь со своими коллегами, друзьями, что он благодарен всем, кто еще помнит его. Он в курсе происходящего в республике, “в моей республике”. И ему, конечно, приятно, что его детище — институт Мергеляна продолжает активно работать. 
Под конец беседы он вновь обратился к “основной теме”. “Это ведь фактически особый орден. Месроп Маштоц...” — выразительно, особо акцентируя смысл, произнес великий ученый. 
Наира МАНУЧАРОВА 
Лос-Анджелес