Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Шушан Петросян: «Я спокойна, что никогда не предала себя как армянку…»

Дата: 14.05.2010

Этот материал подготовлен на основе ответов Шушан Петросян на вопросы посетителей сайта «Нижегородские армяне». Авторы проекта с согласия певицы оставили возможность продолжить общение. Сделать это можно на сайте armnn.ru. Там же можно прочитать полную версию интервью.

«Это бесконечная печаль из-за истории и гордость за историю…»
(Об открытии армяно-турецкой границы и поездках в Западную Армению)

Об армяно-турецком процессе я имею свое субъективное мнение, которое сформировалось после моего визита в Западную Армению. Я думаю, что границу надо открыть, чтобы все имели возможность побывать в исторической Армении. Возможно, это разбудит у всех  желание пересмотреть свою позицию по самому главному вопросу для армян. Когда увидела все это, когда доехала до Киликии и увидела, что мы потеряли… И это по нашей вине: из за наших амбиций, тщеславия, предательства…ээээээээ. Не хочу писать…
Это бесконечная печаль из-за истории и гордость за историю... У меня были  ужасные переживания. Когда увидела, какими могучими мы были, и с начала 20-ого века до нас дошли только  имена немногих людей, которые боролись за Родину (Еркир), имена, количество которых не соответствует карте  всего армянского народа. Трусость,  преклонение перед иностранщиной  нас погубили, и остались несколько имен: Нжде, Дро, Андраник, Ахпюр Сероб, Геворг Чауш, Махлуто… 100 человек? 200? Это очень мало для таких больших территорий.
Может поедут, посмотрят, турки и курды как содержат Араратскую долину с западной стороны, как обрабатывают землю, какие прекрасные дороги, какие  культурные они (да, да, не удивляйтесь,  как бы невероятно это не звучало), хотя я попробовала объяснить, что это от чувства греха…
Пусть пойдут, увидят, как турки уничтожают наши церкви, какие надписи на стенах, и может им  станет стыдно, что подобно туркам они поступают на нашей земле…
Хочу, чтобы открыли границы,  чтобы каждый нашел город, деревню  своего деда. Я принесла землю из Эрзрума, Тигранакерта -  Родины моего деда, и из Мараша - Родины моей бабушки,  рассеяла на  их могилах. В нашей группе были люди, которые нашли отцовские дома, представляете??? Об этом можно говорить без конца…


«В войне, чтобы быть победителем, всегда нужно быть готовым к войне…»
(О признании геноцида армян США)

Мир сегодня, как никогда, открыл для себя истинный образ турка, и рано или поздно этот вопрос получит свое положительное решение, больше некуда бежать. К сожалению, в советские годы этот вопрос был закрытым, и по этой причине не могли поднимать шум. А кто поднимал, отправился в ссылку. А сегодня уже очевидно, что признание  Егерна    на совести США, которые должны думать не как торговцы и аморально, а как нация, которая считает себе христианской. США  должны принять факт геноцида, пойдя навстречу  совести, и все вопросы будут решены.
Это, конечно, скорее мечта, а как поступят турки, в случае признания, не знаю, но точно знаю, что в войне, чтобы быть победителем, всегда нужно быть готовым к войне. Мировая общественность достаточно близко стоит к решению этого вопроса, поскольку данная проблема освещается сегодня, как никогда.


«В искусстве никогда не оказывалась в безвыходном положении, потому что знаю свое дело…»
(О творчестве)

Дорога творческой жизни, конечно, бывает разная: она имеет и подъемы и спуски, и это нормально. К достигнутому результату отношусь спокойно, потому что никогда не шла на компромисс и не пела те песни, которые нужны были рынку, никогда не пела песни армянскими словами и чужими мелодиями, хотя есть спрос именно на такие мелодии. Пела то, что диктовало мое сердце, то, что надо было петь, как армянка. Пела патриотические песни, народные песни, песни современных авторов, пела классику, джаз, рок, соул. Пою мелодию, которую чувствую, которая моя. В этом смысле я спокойна, что никогда не предала себя как армянку.
В искусстве никогда не оказывалась в безвыходном положении, потому что знаю свое дело. Но в жизни, и конечно это тоже нормально, человек всегда должен быть готов преодолеть испытания. Последствия были, конечно, но стала более мудрой.  Для меня самое безвыходное – борьба с невежеством.
Самое большое достижение для артиста – любовь народа. Я не могу сказать, что это цель, но моя мечта, чтобы армянскую музыку знали во всем мире, и все не удовлетворялись только дудуком. Мы имеем уникальную средневековую музыку, мы имеем средневековую поэзию, которая более великая, чем произведения европейских авторов этой эпохи. Мы имеем Комитаса, которого можно поставить в ряду самых великих композиторов мира, мы имеем историографию, о которой бы мечтали многие народы, мы имеем  уникальных талантливых  деятелей искусства, которые могут показать миру свой божественный дар, живопись, литературу, музыку. Моя мечта -  показать миру  армянскую культуру, и совсем не важно, что это начнется с искусства пения.
Что касается того, что вы меня считаете звездой, позвольте не согласиться: звезды бывают на небе, а я артист, который любит свою работу и старается хорошо и искренне   относиться  к слушателям. Мы - талантливый народ, и у меня много любимых песен как из моего, так и  из репертуаров других артистов.
Я всегда готова  с большим удовольствием петь на нашей освобожденной земле и, особенно для моих любимых солдат, охраняющих наши границы. Я езжу на такие концерты с 92 года. И организую эти концерты с 2005 года сама. Армянская патриотическая песня очень сильна своей духовностью и необходима для поддержания духа и настроения наших военнослужащих.
Я счастлива, что была современницей нашего Спарапета и Героя Арцахской войны Шагена Мегряна! В моем репертуаре есть много песен, посвященных нашим героям.


«Единство усилит голос и быстрее его услышат, а внутренние расколы болезненно влияют на общество…»
(Об интеллигенции)

Думаю, в начале 90-х большая часть интеллигенции уехала из Армении, другая часть (моя самая любимая и дорогая) погибла в войне… Настоящая интеллигенция, без сомнения,  есть и среди власти, и в оппозиции, очень мало, но есть. Вопрос в другом, что  создавалась лживая категория - «гламурная», мещанская, с непонятным  происхождением, слой внезапно богатевших людей, который ошибочно называется интеллигенцией.
В Ереване есть прекрасный андеграунд, конкретно - в сфере искусства. Но вы, к сожалению, не всегда можете видеть их: музыканты, художники, режиссеры, писатели, которые творят, выступают в «не модных» клубах.  Они есть, действуют, поднимают свой голос, организуют акции протеста. Важное то, что люди, прежде чем противостоять какой-то идее, должны уважать мнения других, так как свобода одного кончается в том месте, откуда начинается свобода другого. Единство усилит голос и быстрее его услышат, а внутренние расколы болезненно влияют на общество.


«Я многого хочу? Нет, всего лишь хочу вернуть то, что всегда было нашим»…
(О чем мечтает)

Армению мечтаю видеть сильной, чистой, людей добрых, интеллигентных, хочу, чтобы традиции Еревана, города моего детства, возобновились, чтобы каждый знал свое место, каждый занимался своим ремеслом… Знаете, ведь армянин, он по сути своей трудолюбив. И если бы каждый имел работу, наверное, и зла было бы мало.
Мечтаю, чтобы каждый неуч не орал, как надо жить, занимался бы собой, читал бы (не побольше, а вообще читал бы), чтобы хоть без ошибок мог написать имя свое. Чтобы каждый новый армянин не диктовал архитектору, как строить, математику, как решать, спортсмену, как играть.
Я хочу, чтобы армяне, прежде чем хвастаться, что они первые приняли  христианство,  жили по-христиански, понимая суть этой идеи, с ненавистью не обращались друг к другу, из-за алчности  не разрушали страну, посещение церкви не превращали в культпоход, сердцем почувствовали силу креста и как дар принимали то, что живут у подножия Арарата.
Я долго думала, почему мы существуем по сей день, хотя веками уничтожались проигрывали, хвастались моральными победами, жили без государственности, но мы – есть! Живем! И имеем победу не моральную, а конкретную - победу духа, имеем АРЦАХ. И вместо того, чтобы гордиться, разделяем людей на Ереванци, Карабахци, Гюмреци, Ванвдзорци… Это  в основе наших  проигрышей.
Хочу, чтобы мы были настоящими ХРИСТИАНАМИ. Это не значит быть совсем слабым. Паргев Србазан - феноменальный священник:  воевал  и с пулеметом защищал нашу землю. Будьте уверены: искаженный образ  священников обманчивый. Я лично знаю священников, которые проповедники духа.
И еще хочу, как во всех цивилизованных странах, чтобы в Ереване сумели бы сохранить старый город со своей архитектурой, старые здания и улицы… Ведь это тоже наша история.
Я многого хочу? Нет, всего лишь хочу вернуть то, что всегда было нашим. Я всем-всем: и политикам, и народу, и диаспоре пожелала бы по-настоящему любить нашу родину!

Источник: Нижегородские армяне