Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Об актуальных проблемах армянской общины Стамбула

Дата: 19.02.2010

В ряду зарубежных армянских общин особое место занимала константинопольская община, которая сегодня столкнулась с серьезными проблемами. Следует отметить, что из армянских общин, существовавших в Османской империи, после Геноцида выжила только константинопольская (стамбульская) община, пополнявшаяся в разные годы армянами из провинций. А в провинциях Турции армянская общинная жизнь так и не сформировалась (пожалуй, исключением является единственное армянское село Вакыфл).

В ряду зарубежных армянских общин особое место занимала константинопольская община, которая сегодня столкнулась с серьезными проблемами. Следует отметить, что из армянских общин, существовавших в Османской империи, после Геноцида выжила только константинопольская (стамбульская) община, пополнявшаяся в разные годы армянами из провинций. А в провинциях Турции армянская общинная жизнь так и не сформировалась (пожалуй, исключением является единственное армянское село Вакыфл).

Эмиграция армян из Стамбула и Турции в целом носила перманентный характер, в том числе вследствие этого сегодня в Турции по официальным данным проживает 55-60 тыс. армян, сталкивающихся с рядом проблем, некоторые из которых особенно опасны, поскольку непосредственно угрожают преемственности и будущему общины.

Языковая проблема

Одной из важных проблем современной армянской общины Стамбула является состояние армянского языка: армяноязычие постоянно переживает кризис. Это явление обусловлено рядом обстоятельств, в том числе государственной политикой, которая, мягко говоря, недоброжелательна к нетюркоязычным. Проявлением государственной политики можно считать широко распространенные в различные годы в республиканской Турции акции «Соотечественник, говори по-турецки», целью которых было запретить использование других языков, особенно в общественных местах: акции сопровождались разного рода преследованиями. За кризисом армяноязычия в общественных местах последовало также применение турецкого языка в семьях. Во время одного внутриобщинного обсуждения о спаде уровня армянского языка даже прозвучало мнение, что армянский язык превратился в «промежуточный» и имеет статус «слабее родного и сильнее иностранного языка». Существует даже мнение, что сегодня армянский является «языком не армянской общины, а учителей». Одним из ярким примеров «кризиса» армяноязычия является ставшая обычной в армянским церквях Стамбула проповедь на турецком языке.

 
Проблема смешанных браков

В целом, среди армян широко практикуются внутренние браки (эндогамия), и делается попытка сохранить это в зарубежье. В стамбульской общине также внутриобщинным бракам уделяется большое внимание, однако и на это явление влияет целый ряд процессов: смешанных браков в общине становится все больше, и даже озвучивается мнение о том, что их число составляет 40-50%. Это весьма тревожное явление, и следует также учитывать, что смешанные браки чреваты рядом проблем: в частности, имеются в виду вопросы религиозной принадлежности и национального самосознания детей, рождающихся в этих браках.

Вопрос патриаршества

В жизни армянской общины важное место занимает Константинопольское Армянское патриаршество: де-факто именно патриарх принимается турецкими властями как руководитель армянской общины. Не секрет, что нынешний Константинопольский патриарх Месроп Мутафян неизлечимо болен и не может руководить общиной. Согласно церковному уставу, в подобных случаях предусмотрены выборы партиарха-соправителя, а по турецким законам разрешение на выборы патриарха дает мэрия Стамбула, куда Армянское Константинопольское патриаршество направило соответствующее заявление, однако ответа пока нет. Уже известны кандидаты на пост патриарха-соправителя – предводитель Гугаркской епархии епископ Сепух Чулджян, предводитель епархии Германии архиепископ Гарегин Бекчян и представляющий Константинопольского патриаршества архиепископ Арам Атешян. Заметим, что сегодня Константинопольское патриаршество несет определенную ответственность также за тысячи граждан Армении, работающих в Турции и имеющих множество правовых проблем. А турецкие власти не упускают повода, чтобы спекулировать проблемой граждан Армении, нелегально находящихся в Турции, и постоянно раздувают их число. В одном из последних заявлений премьер-министр Эрдоган даже отметил цифру 100 тыс., что не имеет ничего общего с действительностью.

Множество существующих проблем и фактическое отсутствие патриарха создали для стамбульских армян сложную ситуацию, что еще больше усугубляет состояние общины, и избрание активного и национально ориентированного патриарха может сыграть серьезную роль в пресечении кризиса армянской стамбульской общины.

Вместе с тем, к сожалению, в общине заметно некоторое равнодушие к национальным и религиозным проблемам. При таком стечении обстоятельств они станут еще острее, община может окончательно ассимилироваться и утратить национальный облик.

При изучении процессов, происходящих в современной стамбульской общине, мы приходим к выводу, что, в соответствии с позициями по вопросам общинной жизни и по отношению к существующим проблемам, общину можно разделить на несколько условных групп:
Безразличная группа: эта группа почти не интересуется общинными, национальными задачами, большее внимание уделяет решению бытовых вопросов, и ее нахождение в армянской общине носит скорее символический характер.
Приспосабливающаяся группа: эта группа, составляющая большинство, вследствие продолжавшейся десятилетиями турецкой политики преследования стала слишком приспособленческой, а порой и напуганной. Для них зачастую нежелательно отождествление с армянами диаспоры или армянами Армении.
Активная группа: эта группа наиболее малочисленна, в основном состоит из молодых людей, преисполненных либеральными идеями и желающих перемен.

Следует заметить, что позиция и отношение Армении к армянству Турции должно быть дифференцировано, поскольку преобладающее большинство армян, проживающих в этой стране, не считают себя армянами диаспоры и имеет на то свои обоснованные мотивировки (например, то, что многие населенные пункты Армении, откуда они родом, сегодня входят в состав Турции).

В то же время заметим, что заинтересованность Армении общинной, духовно-культурной жизнью армян Турции столь же естественна, сколь заинтересованность любого национального государства своими соотечественниками, проживающими за пределами его границ (например, заинтересованность Турции турками, проживающими в Европе). Считаем также, что налаживание нормальных отношений между Арменией и Турцией будет способствовать решению ряда проблем, стоящих перед турецкой армянской общиной.

Рубен Мелконян

Фонд «Нораванк»