Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Региональное отделение САР приняли в интернациональную семью

Дата: 25.06.2008

На июньском заседании Правления Краснодарского краевого Центра национальных культур (ЦНК) Региональное отделение самой крупной общероссийской армянской общественной организации – «Союза армян России» - было принято в межнациональное общественное краевое объединение. Нужно подчеркнуть, что одним из учредителей ЦНК было Краснодарское городское Общество «Маштоца». С 2004 года до недавнего времени РО САР в краевом ЦНК представляло Краснодарское городское отделение. В марте 2008 года Правление РО САР приняло решение о непосредственном вхождении в ЦНК, и встретило в этом поддержку и понимание лидеров краевых национальных общин – членов ЦНК. Подробно на вопросы нашей газеты ответили Председатель РО САР Краснодарского края Размик ГЕВОРГЯН и Председатель Правления ККОО ЦНК, председатель Региональной ассирийской национально-культурной автономии «Хаядта» Олег ГЕОРГИЗОВ.

- Размик Арсенович, насколько мне известно, Вы уже имеете большой опыт работы как руководитель армянской городской общины в составе ЦНК. Однако тогда, в 2004 году, РО “Союза армян России” края было представлено городским местным отделением САР. С чем это связано?

– С 1997 года я возглавлял Краснодарскую городскую общественную организацию “Общество армянской культуры и милосердия памяти Месропа Маштоца” и, соответственно, был членом правления ЦНК. Если вспомнить обстановку в Краснодарском крае в начале 2002 года, когда и было создано Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз армян России», - то на тот момент мы хотели оставаться автономной организацией, на которую никто не смог бы оказать давление. Именно в целях более эффективного решения проблем наших соотечественников и для независимости в защите интересов мигрантов из Армении и этнических армян – граждан Российской Федерации, мы стремились к большей свободе своих действий - в первую очередь, перед властью всех уровней. Поэтому Региональное отделение не подавало заявку на вхождение в ЦНК. Конечно, наши опасения имели тогда под собой реальную почву. В 2004 году Региональное отделение делегировало право представлять интересы САР в ЦНК Краснодарскому городскому отделению САР и армянскую диаспору вместо Общества “Маштоц” стало представлять городское отделение, так как Общество стало городским отделением САР.
Сегодня, когда межнациональный климат в крае стал позитивным, когда власть идет нам навстречу и взаимодействие наше приобретает более конструктивные формы, мы готовы включиться в решение более глобальных проблем и не замыкаться только на узкоэтнических вопросах. Кроме того, сегодня присутствие нашей организации в ЦНК ни в чем не ограничивает и не ущемляет национальные интересы Диаспоры.

- Г-н Геворгян, какие у Вас ожидания и прогнозы на предстоящее сотрудничество с объединениями Центра национальных культур и с властью?

- С каждым годом стала больше ощущаться забота власти – как федеральной, так и местной – о сохранении межнациональной стабильности в стране и регионе. Это связано, на мой взгляд, с экономическими и социальными реформами в государстве. Отказываться от диалога и взаимодействия мы не будем. Но в составе такого крупного и – не побоюсь такой оценки – уникального национально-общественного института, как Центр национальных культур, сегодня работать и эффективнее, и, я бы сказал, - более весомо.
Считаю, что эта межнациональная консолидация под крышей общего дома будет повышать роль и статус каждого национального объединения, входящего в него. Кроме того, армянство края играет сегодня большую роль во всех сферах жизни региона и России, поэтому представлять армянскую диаспору в Центе национальных культур должна сегодня самая крупная и авторитетная организация. Надеюсь, что это сотрудничество будет взаимовыгодным для всех – и для нас, и для власти, и для других национальных объединений ЦНК.

- Вопрос г-ну Георгизову. В состав Центра национальных культур входят национальные объединения, представляющие этнические общности разных конфессий и менталитетов. Тем не менее, за более чем 15-летнее существование всегда находились общие точки соприкосновения для позитивного и конструктивного диалога и консолидации. Как удавалось на протяжение всех этих лет не только сохранять, но и укреплять, развивать этническую гармонию в рамках единой организации? Каковы, на ваш взгляд, перспективы сотрудничества объединений Центра с самой крупной армянской общественной организацией?

– Прежде всего, хочу сказать, что большинство национальных объединений – некогда социальные составляющие единого многонационального государства. То есть, мы все имеем общую историю – историю государства Российского, затем историю СССР. За плечами наших народов - опыт совместного проживания в рамках единой страны. Плохо это или хорошо – отдельная тема, но этот факт является очень устойчивой осью, вокруг которой можно и сегодня находить общий язык, не смотря на то, что все мы такие разные – со своими национальными традициями, культурой и особенностями национального характера. Кстати, о языке. Русский язык был для всех нас языком межнационального общения. Сегодня он так же является государственным языком страны, проживая в которой мы имеем возможность изучать и свои национальные языки, и общаться друг с другом без коммуникативных барьеров. Это тоже очень веский аргумент в пользу нашей совместной культурной, образовательной и правозащитной деятельности.
Что же касается армянской диаспоры, то никаких резких изменений во взаимоотношениях не будет. Армяне на Кубани – народ практически местный, родной. И, кстати сказать, именно армянская община 15 лет назад стала одним из соучредителей Центра наряду с греческой, адыгской, корейской, ассирийской, казачьей и украинской. На совместном заседании в 1992 г. эти национальные общественные объединения учредили краснодарскую городскую общественную организацию “Центр национальных культур”. Таким образом, изменятся только масштабы нашей работы – рамки ее существенно расширятся, и это большой плюс. К словам г-на Геворгяна хочу добавить: наше сотрудничество будет взаимовыгодным для всех жителей Кубани – вне зависимости от национальной принадлежности.

- Олег Ильич, вопрос о масштабах: на июньском заседании Правления Центра Вы недвусмысленно озвучили курс ЦНК на объединение и укрупнение организаций, входящих в Центр и практически большинство лидеров национальных общин это поддержали. В чем суть такой реорганизации и какой эффект она даст?

- Глобальной и спонтанной эту реорганизацию назвать нельзя. Этот процесс естественен и мы к этому пришли все вместе, опираясь на многолетний опыт совместной работы. В свое время городское ассирийское общество «Хаядта» было укрупнено в Центре Региональной национально-культурной автономией. Цыганская автономия в начале своей деятельности также была городской – теперь в центре представлена краевая цыганская организация. Этот же представительский путь «от города к краю» прошла татарская община. На пути к этому – русская греческая и адыгская организации. На правлении председатель русской общины Вадим Вадимович Евдокимов, на мой взгляд, привел наиболее объективный и веский аргумент в пользу укрупнения: так удобнее и рациональнее работать. Кроме того, Устав организации изначально отдает предпочтение организациям краевого уровня.
Этот шаг продиктован и современным статусом Центра национальных культур: он вышел на качественно новый уровень. Сегодня в составе Центра работает 32 национальных общественных организации, которые участвуют во всех сферах культурной и общественной деятельности города и края. Объединения Центра на сегодняшний день осуществляют и развивают связи практически во всех сферах экономической, политической и культурной жизни не только со своими историческими родинами, но и международными сообществами, общественными объединениями регионального, федерального и межгосударственного уровней.
Центр организует проведение «Круглых столов» и семинаров, посвященных проблемам межнациональных отношений, защите прав национальных меньшинств, участвует в международных встречах и конференциях, в разрешении межнациональных конфликтов.
По примеру создания Краснодарского краевого Центра национальных культур открыты государственные учреждения во многих городах России. Их финансирование идет из государственной казны, - и в этой части наш Центр уникален, так как мы являемся в чистом виде общественным объединением.
Центр национальных культур тесно сотрудничает с Управлением по взаимодействию с общественными объединениями, религиозными организациями и мониторингу миграционных процессов администрации Краснодарского края, - в этом году мы стали краевым оператором конкурсных программ администрации края, то есть нам был доверен конкурсный отбор на финансирование национальных культурных мероприятий в Краснодарском крае.
Представители ЦНК есть в координационных и общественных советах при губернаторе Краснодарского края, при Главном управлении внутренних дел Краснодарского края, Управлении Федеральной миграционной службы.
Об эффективности нашей деятельности кубанцы могут судить, в том же числе, и по изменениям в российском правовом поле, по просветительской работе среди сотрудников правоохранительных органов и, самое главное – среди нашей национальной молодежи.
Поэтому вполне естественно, что Центр национальных культур вырос из «городских штанишек» и для дальнейшего роста нам необходимо более масштабно подходить к представительским функциям наших организаций.

Размик Геворгян: - Я хотел бы добавить к словам г-на Георгизова, что проблемы роста для многих организаций проходят достаточно болезненно, особенно учитывая наш кавказский менталитет. Но думаю, что руководитель любой национальной общины должен понимать, что в общественной работе, - и в национальном ее поле особенно, - наступает критическая точка, когда необходимо жестко поставить интересы диаспоры выше чьих-то частных, - а, возможно, и выше своих личных амбиций. Только тогда можно решать сообща наболевшие вопросы и всем вместе представлять действительно сильную и авторитетную организацию.

/Маштоц/ Беседовала Алена Саркисова