Miasin.Ru

Мы сильнее, когда мы вместе.

Последний армянин в Бангладеш

Дата: 24.02.2009

«Когда я умру, то, может быть, одна из проживающих в Канаде моих трех дочерей вернется сюда и обеспечит присутствие армян на этой земле», - сказал в беседе с корреспондентом «Франспресс» Майкл Джозеф Мартин, которому больше 70 лет и который считается последним армянином, проживающим в Дакке (Бангладеш).

Колония, сформировавшаяся из прибывших сюда из бывшей Советской Армении и других мест тысяч армян, начиная с 1906 года, постепенно начала редеть. И сегодня Мартин единственный армянин, который посещает армянскую церковь столицы, где церковные мероприятия проводит католический священник.

Майкл прибыл в Дакку в 1942 году, последовав примеру отца, который обосновался здесь давно. Согласно еженедельнику «Арминиан миррор спектейтр», армянская община в этом регионе обосновалась в начале XVI века. Армяне здесь занимались в основном торговлей кожи и пряностей. Самым крупным торговцем джута был Давид Александр (XIX в.), а Николас Петрос Погос (вероятно, Никогос Погосян) в 1830-е основал в Бангладеш первую частную школу. Скончался он в 1876 году. Среди армян были юристы, они занимали высокие посты. «Они играли важную роль в экономической жизни страны, были уважаемыми гражданами», - отметил в беседе с французским журналистом преподаватель университета Дакки, историк Мунтасир Маамун, добавив при этом, что первые армяне прибыли сюда в XVI-XVII вв. из Турции и Персии. Их здесь приняли монголы, а затем британские колонисты.

Майкла Мартина (Микаел Овсеп Мартиросян) беспокоила судьба построенной в 1781 году церкви Сурб Арутюн (Св.Арутюн) в микрорайоне Арманитола (Айкакан). На кладбище близ церкви было похоронено более чем 40 армян, в том числе его жена, которая скончалась три года назад. На могильных холмиках можно прочесть имена Саргис, Манук и Арутюн.

«Армянская община переживала и плохие времена, но всегда находила в себе силы и возрождалась. Я смогу спокойно закрыть глаза только тогда, когда увижу, что найдется хотя бы один человек, который захочет здесь, по своей воле сохранить наше наследие», - заключил уже немощных и сгорбленный под тяжестью лет Мартин.

По публикации Акопа Цуликяна