Интервью с группой исследователей армянской диаспоры

ARMENIA_WORLDMiasin.Ru представляет интервью с группой исследователей из Армении (Нина Канканян, Амазасп Даниелян, Наири Шоржян, Варак Сисерьян), которая занимается изучением армянской диаспоры.

— Расскажите о своем исследовании и о выборе теме. Насколько тема актуальна?

Несмотря на то, что тема Армянской Диаспоры является «излюбленной» для исследователей, в действительности есть еще много аспектов этой темы, которые нуждаются в исследовании. Например, почему Армянская Диаспора в одной стране становиться крепкой и влиятельной общиной, которая сохраняет свою самобытность, а в другой стране наблюдается высокий риск ассимиляции. Нас заинтересовал именно этот вопрос, и мы решили провести сравнительный анализ Армянской Диаспоры в Ливане и в России.

— Почему выбрана диаспора Ливана и России. Разве между этими Диаспорами есть общие грани?

Одна из наших наисложнейших задач было доказать, что сравнение именно Диаспор этих двух стран является важным и представляет научный интерес. На первый взгляд Ливан и Россия настолько разные страны в историческом, политическом, культурном и социальном смысле, что их сравнение похоже на сравнение «яблок и апельсинов». Но Армянская диаспора есть как в одной стране, так и в другой. Еще важнее то, что в Ливане она очень маленькая, по разным данным составляет от 80.000 то 160.000 человек, а в России Армян почти 3.000.000. Несмотря на свою немногочисленность, Армяне в Ливане считаются самой крепкой общиной, которая сохраняет свою культуру и язык на высоком уровне. С другой стороны, будучи столь многочисленной, Армянская Диаспора в России наиболее разобщенное в смысле общинной жизни и самосохранения. Наше исследование решило взглянуть на этот вопрос с точки зрения институтов: мы решили узнать, какие институты способствуют самосохранению Армян в Ливане, и какие в России, и возможно есть «уроки», которые могут помочь Армянам России сплотиться и улучшить уровень самобытности в России. Говоря институты мы предполагаем Церковь, школы, организации и т.д.

— Каковы ваши основные результаты, какую разницу ваше исследование выявило между этими двумя диаспорами и какие выводы из этого можно сделать?

Используя качественные методы сбора данных, мы провели интервью с представителями Армянской Диаспоры в Ливане и в России В Ливане нашими интервьюерами были влиятельные члены общины, как например высокопоставленные чиновники из Армянских партий, университетские профессора и представители Армянской Церкви. В России мы интервьюировали самые активные организации, целью и деятельностью которых является сохранение самобытности. В результате мы пришли к следующим выводам:
Ключевой фактор, способствующий самосохранению Армян в Ливане, является связь от Церкви к школам, организациям и политическим партиям, а так же связь между всеми вышеперечисленными институтами. В случае России, эта связь либо отсутствует, либо является слабой.
В России, Армяне чувствуют себя в «братской» стране, они не чувствуют никакой опасности, и потому расслабляются и не считают сохранение самобытности приоритетом.
В Ливане близость исторических Армянских территорий напоминает о родине и о важности самосохранения.
В России, Армяне придают большое внимание интеграции: им важно “влиться” в общество, поэтому потеря части самобытности не воспринимается как что-то сверхестественное, а скорее наоборот: считается нормой. Это “расслабленное” отношение к признакам идентичности делает грань между интеграцией и ассимиляцией почти невидимой и в какой-то мере даже не важной.
Не менее важен территориальный фактор: Ливан территориально намного меньше, чем Россия. Соответственно, в Ливане Армяне проживают компактно, чему способствует и политическая система. В России, Армяне проживают от Москвы и до Сибири, что делает связь между общинами труднодоступной. Необходимо заметить, что в тех областях, где Армяне живут вблизи друг от друга, уровень сахронения маркеров идентичности намного выше, чем в областях, где Армяне живут более разбросано. Например, Краснодарская Армянская община имеет наиболее высокий уровень самобытности среди других Армянских общин России.

— Какие решения предлагает ваше исследование, как возможно изменить ситуацию к лучшему?

Для решения данной проблемы наше исследование предлагает главную роль Министерству Диаспоры в Армении. Она может сыграть роль внешнего фасилитатора, который может создать благоприятные условия для создания и укрепления связей между Армянскими институтами в России. Мы предлагаем увеличение роли Армянской церкви в жизни диаспоры. Для этого, Церкви необходимо пересмотреть формат взаимодействия с организациями и создать видение развития отношений с ними. Еще мы предлагаем создание виртуальной платформы, где все организации получат возможность общения друг с другом и передачи информации.
Армянские организации в России тоже имеют потенциал изменить ситуацию. Они могут использовать интернет пространство для самогруппировки и сотрудничества. Например, мы видим возможность создания общей платформы, где организации , занимающиеся похожими вопросами, могли бы организовывать совместные мерпориятия. Наше исследование выявило, что в России существует 51 организация, занимающаяся вопросами сохранения самобытности Армян. Платфрома, обьединяющая их, имеет большой потенциал.

Добавить комментарий